Запись легендарного альбома.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Вокруг коллизий "Любви".

(май 2022)
1

Новая редакция "коллизий" стала еще более скрупулезной (это вообще отличительная черта Сашиных материалов) и аргументированной. Однако, не смотря на очевидную эволюцию его взглядов, несколько приведенных в материале утверждений вызывают у меня серьезные возражения.
О них и пойдет речь ниже.

Цитата:
- Весь репертуар для гиганта "Любовь - огромная страна" отбирал П.Слободкин, но впоследствии концепция диска была нарушена редактурой фирмы "Мелодия". Редакторы фирмы "Мелодия", боясь цензуры, к песням, которые записали "Весёлые ребята", добавили на LP песни, записанные солистами "Весёлых ребят" в сопровождении эстрадных оркестров. Таким образом, по причинам цензуры список песен (и их порядок на пластинке) пришлось изменить. Появились песни, которые П.Слободкин первоначально не планировал включать в данную пластинку.

Регламент работы фирмы грамзаписи "Мелодия" определял, что все вопросы связанные с подготовкой диска для печати решал его редактор. За ним было последнее слово. В некоторых спорных случаях в дело мог вмешаться главный редактор, но это было не часто.
Таким образом, вопрос о том, какие именно песни попадут на диск, решал редактор этого диска. В нашем случае В.Д.Рыжиков. При этом надо понимать, что этот выбор Рыжиков делал из того материала, который ему предлагал П.Я.Слободкин. Соответственно, концепцию будущей пластинки формировал тоже редактор, но в общении с руководителем ансамбля.
Когда-то давно, мне казалось, что такая концепция у пластинки была, но сегодня я в этом сомневаюсь. Скорее всего, это был обычный сборный диск, суть которого верно определил Геннадий Макеев:

-Там все песни записывались по отдельности. А потом из них лепили диск.

Во всяком случае в том, что в итоге получилось на пластинке, никакой концепции не просматривается. И за 40 с лишним лет после выхода диска, предлагаемый автор концепции П.Слободкин, так её внятно и не сформулировал. Был момент, когда на ОфСВР написали:

-В пластинку предполагалось включить репертуар, спетый только ансамблем "Веселые ребята" и одним лидер-вокалистом.

Очевидно, что речь идет о "диске Лермана" в сопровождении ВИА "Веселые ребята". Из приведенной выше цитаты следует, что эта концепция была нарушена редактором тем, что на пластинку попали песни, записанные без участия инструменталистов ансамбля. Но даже, если их убрать, то концепция эта все равно не сохраняется из-за наличия песни "А мне-то зачем", где солирует А.Бырыкин. А учитывая, что автор песни П.Слободкин, то сложно поверить, что она попала на диск вопреки его желанию.
То есть, концепция подготовить пластинку ВИА "Веселые ребята", записанную ВИА "Веселые ребята", никакой концепцией не является, а является просто формой выполнения работы. И соответственно, никакого нарушения концепции со стороны редактуры не было. Рыжиков решил, что пластинка должна быть такой и таковой её и сделал. Уверен, что Слободкин этому никак не противился.

Геннадий Макеев:
-Тухмановские фонограммы использовались просто потому, что там были скрипки, и всё это звучало очень красиво. Это была инициатива Слободкина.

Анатолий Алёшин:
-... Павел Яковлевич, хитро глядя на нас, сказал: «Вы ничего не понимаете. Так надо было сделать».

Много лет спустя в 2009 году П.Слободкин выпустит CD «Любовь – огромная страна», где, якобы, реализовал свою давнюю идею по реальному наполнению винилового диска. Так вот, там помимо двух спорных песен Д.Тухманова отсутствуют и обе песни П.Слободкина. Так что, о том, какая же была концепция у этого диска и кто её нарушил, можно фантазировать до бесконечности.

Что касается цензурных моментов, якобы, повлиявших на концепцию диска, то это полный и очевидный вымысел, и говорить тут не о чем.

Теперь перейдем к истории создания конверта для этого диска.

Для начала обсудим групповое фото, которое для него предназначалось.
Тут надо понять следующее, все, что касается содержания и оформления диска находилось в ведении Рыжикова, а вот что касается попадания на обложку фотографий конкретных музыкантов, это решал только Слободкин.

В статье сделано предположение, что фотосессия состоялась в январе 1974 года. Исходя из наличия на фото И.Дегтярюка, можно расширить этот диапазон до января-апреля 1974 года.

Сегодня мы знаем, что на окончательной вариант конверта не попали четыре человека, принимавшие участие в записи: Казанцев, Полонский, Хабазин и Дегтярюк. По утверждению ОфСВР первые двое просто не поместились в кадр, и фотограф снимал потом всех отдельно.
Это очень странный аргумент. Что это был за фотограф, если он не смог уместить всех в кадр?
Отошел бы назад на два метра и все бы уместились. Не мог профессиональный фотограф не найти выход из такой элементарной ситуации. И сдается мне, что дело тут не в этом. На этом фото, сделанном фотографом "Мелодии", все музыканты в кадре уместились, но вот потом (при печати) этот кадр был обрезан по правому краю (через голову Дегтярюка). В этом случае стоит сделать обоснованное предположение, что после Дегтярюка в кадре были- Казанцев, Полонский и Хабазин. Все они вместе с Дегтярюком по разным причинам покинули ансамбль в период июля-ноября 1974 года, и в итоге их фото не попали на обложку пластинки.
Но почему в январе 1974 года групповая фотография коллектива сложилась таким удивительным образом, что все будущие "непопаданцы" оказались все вместе с одного края?
Чтобы убрать их из кадра в дальнейшем?
Ведь для этого потом достаточно будет просто обрезать фото по правому краю.
Неужели так сложилось случайно еще в январе 1974, как бы, предопределив судьбу этой четверки на год вперед?

Когда-то я общался с Валерием Дурандииным и мы обсуждали вот это фото:

Здесь Дурандин стоит справа от всех. И по этому поводу Валерий высказался так:

-Вот на этой фотографии я стою отдельно от всех. Это я, как бы, стою навылет. Дали мне гитару:
- Стой тут.
Это меня так Слободкин поставил, чтобы в случае моего ухода, просто отрезать меня на фото. Паша так хитрил.


Так же можно предположить, что за Дегтярюком не стоял никто- он был крайним, так его поставил Слободкин. Тогда фотография эта могла появится в марте 1974 года. В апреле уволился Дегтярюк и если к моменту этой фотосессии Слободкин знал о намерениях Игоря (что вполне допустимо, поскольку в те времена заявление на увольнение надо было подавать за месяц до этого события), то вполне мог поставить его так, чтобы без лишних хлопот в дальнейшем избавиться от него на фото.
Таким образом, обрезав фото по Дегтярюку можно было из неактуальной фотографии сделать актуальную. В принципе можно было отрезать и всего Дегтярюка, но он так стоит, что в этом случае, чтобы не затронуть Барыкина, придется оставить в кадре руку Игоря, что выглядело бы довольно смешно. Именно по этой причине кадр обрезали так.

Однако, мне больше верится, что за Дегтярюком стояли еще трое, при этом трудно поверить, что все четверо, случайно оказались в кадре все вместе с одного края. Но другого обьяснения этому факту я пока не нахожу.

Есть еще одна странность, она касается индивидуальных фотографий, которые в итоге попали на диск. Так вот, там фотографии Лермана и Пузырева отличаются от остальных. Они сделаны на черном фоне, а все другие на фоне светлого занавеса. Только Лерман и Пузырев сфотографированы сбоку, все остальные лицом к фотографу или с небольшим поворотом. Кроме того Лерман держит в руках гитару, а он играл на бас-гитаре в составе "Веселых ребят" в 1972 году и потом с конца апреля 1975 года.
Когда же сделано это фото?
Александр Лерман и Алексей Пузырёв.

Точно не в 1972, тогда Лерман был слишком молод, но и в конце апреле 1975 года сделать его было нельзя, ибо в этом случае диск не мог появиться в продаже в июне 1975 года.
Есть вероятность, что это концертные или репетиционные фото июля 1974 года, когда Казанцев стоял на "вылет" из ансамбля.
Я думаю, что эти фото были сделаны не ту же фотосессию, когда была сделано групповое фото. Сделанный позже снимок Богрычева тоже на черном фоне. Предположительно, он сделан в октябре 1974 года. Но в этот время в "Веселых ребятах" не было ни Лермана, ни Пузырева.
Борис Богрычёв



Starper:
- В первом варианте конверта под снимком каждого музыканта была напечатана фамилия.

Сомневаюсь в этом. Думаю, что никаких надписей не было.

Цитата:
Оформление лицевой стороны конверта пластинки "Любовь - огромная страна" было придумано с художественной изобретательностью. На чёрном фоне очень символично изображена гитара (струны, розетка резонатора, точки – разметка на ладах грифа, и название ансамбля ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА, как бы очерчивающее край деки гитары).

Если взять все выпущенные пластинки ансамбля за всю его историю, то легко заметить, что на всех из них коллектив представлен ТОЛЬКО групповым фото. И никак иначе. И только на этом групповое фото отсутствует, и состав представлен индивидуальными фото музыкантов.
Рискну предположить, что первоначальный вариант конверта предполагал на лицевой стороне конверта большое групповое фото, а на обороте индивидуальные фото, но без фамилий. Типа такого варианта:


Однако потом возникли какие-то проблемы с групповым фото и его срочно заменили на рисунок, взяв за основу афишу ВР сделанную художником Е. С. Цвиком.


Цитата:

В декабре 1974 матрица была изготовлена, и её отправили на Апрелевский завод грампластинок. По этому случаю, Павел Слободкин устроил небольшой банкет.
По-видимому, в декабре 1974 был утверждён конверт диска с фотографиями.


Со всеми этими датами можно согласиться.
Однако тут возникает вопрос: могла ли фотосессия для конверта проходить за 11 месяцев до его утверждения, когда и сам диск еще не был сформирован, не принят худсоветом и вообще, не ясна была его дальнейшая судьба?

Еще один фрагмент статьи, на мой взгляд, из области невероятного.

Цитата:

Испорченные взаимоотношения руководителя с бывшими музыкантами ансамбля привели к тому, что Павел Слободкин убрал все фамилии музыкантов с обложки конверта пластинки.

С таким же успехом Павел Яковлевич мог убрать подпись маршала Жукова под актом о безоговорочной капитуляции Германии в мае 1945 года. То есть, сделать это он не мог НИКАК.
Если в декабре 1974 года макет конверта был утвержден на Мелодии, то спустя 3 месяца работник Москонцерта изменить его не мог НИКАК. Даже теоретически, потому что еще в декабре 1974 года конверт пошел в печать в типографии Апрелевского завода, там же где печатали и саму пластинку.
Представить себе картину, как Слободкин пришел к директору АЗГ и говорит, что надо остановить печать конвертов, потому что он поссорился со своими музыкантами и хочет изменить дизайн конверта, конечно, можно. Однако положительное решение этого вопроса со стороны директора ожидать не стоит. В данной ситуации Слободкину не помог бы и Рыжиков.

Еще более невозможной выглядит дальнейшее развитие ситуации.

Цитата:

Произошедшие изменения в составе коллектива повлияли на оформление обложки конверта пластинки.
В мае 1975 года ансамбле опять собрались вместе многие из тех музыкантов, которые записывали песни для диска «Любовь - огромная страна», и Павел Слободкин решил всё-таки перечислить на обложке конверта фамилии музыкантов, участвующих в записи первого гиганта «Весёлых ребят».


Павел Яковлевич НИКАК не мог изменить утвержденный к печати конверт диска, который уже печатали несколько заводов фирмы в разных регионах страны. Это могла сделать ТОЛЬКО "Мелодия".
На вопрос: как Слободкин смог убедить ВСГ выпустить ограниченный тираж диска с фамилиями, следует ответить- НИКАК.
Диск этот появился по инициативе самой "Мелодии" совершенно при других обстоятельствах.

Кстати, следует обратить внимание, как "Мелодия" довольно вольно обращалась с "авторским дизайном Павла Слободкина", касающимся размещения фотографий на диске. На конверте, подготовленным Рыжиковым для АЗГ, фотографии музыкантов расположены согласно иерархии- во главе со Слободкиным. Что, очевидно, сделано по настоянию руководителя. А вот создатели конверта на Ленинградском заводе посчитали сначала, что главными на диске должны быть Малежик и Алешин (поместив их в центре), а потом, через некоторое время, еще раз подумав, выдвинули в лидеры диска Русанова, а Слободкина сделали у него заместителем, поставив ниже.


Окончание