Лауреаты?

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

"Лауреаты".

( апрель 2020, март 2024)

2

ВИА "Веселые ребята" п/у Павла Слободкина в начале 70-х продолжил успешно работать и набирать популярность. На его афишах и в газетных рекламных обьявлениях ни о каких его конкурсных достижениях не сообщалось.
1973.

И вдруг в газете «Алтайская правда» (Барнаул) №29 от 3 февраля 1974 года появилось такое рекламное обьявление.

Газета «Алтайская правда» (Барнаул) №29 от 3 февраля 1974 года.

Это были примечательные гастроли. На них ВИА "Веселые ребята" впервые "стал" лауреатом Всесоюзного конкурса молодежной песни (через год, как об этом поведал "Кругозор"). Здесь произошло и более предметное знакомство Павла Слободкина и Аллы Пугачевой, которое к концу года оформилось в намерение работать вместе.
Кстати, на этих гастролях Пугачева тоже была назначена "Лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады" за восемь месяцев до того, как конкурс с её участием состоится в действительности.

Вообще, на этих гастролях липовых лауреатов было не мало. Причем не только внутренних конкурсов, но и Международных. В рекламе упомянуты пародист Геннадий Дудник и его жена Елена Арнольдова, работавшие в паре. Так вот они названы "Лауреатами МЕЖДУНАРОДНЫХ конкурсов (нескольких!!!)", которыми они, конечно же, не были.
Справедливости ради, надо сказать, что липовыми наградами на афише "Веселые ребята" обзаводились только работая вдали от Москвы (и то не всегда).
В самой Москве весь 1974 они продолжали выступать без всяких незаслуженных регалий.

Теперь позволю себе теоретические рассуждения об истоках появления этих "достижений". Думаю, что дело было, примерно, так.
К концу 60-х годов начала складываться персонально узнаваемая эстрада. Вместе с ней росли и мужали административные кадры- организаторы гастрольной деятельности всей этой эстрадной братии. Смело могу утверждать, что история советских эстрадных администраторов заслуживает написания большой отдельной книги, которая будет намного интересней большинства современных детективов. И на её фоне Остап Бендер будет выглядеть просто мелким начинающим жуликом.
Однако, продолжу про "лауреатов".
По уже сложившейся традиции (и в силу экономических условий) народ шел на концерты в основном узнаваемых и известных артистов. Только на таких именах можно было хорошо заработать ("сделать кассу"). Однако таких персонажей на эстраде страны было мало. А вот молодых безвестных и неузнаваемых уже было достаточно. И тут встал чисто административный вопрос, как "монетизировать" неизвестные имена. О том, что реклама- двигатель торговли, тогда уже знали. И выход был найден. Неизвестные артисты стали стараниями концертных администраторов обрастать всевозможными вымышленными званиями и регалиями для придания рядовому концерту в глубинке престижа и значимости. И значит, привлечения дополнительных зрителей.
Знали ли об этих администраторских проделках в руководстве их концертных организаций?
Уверенно можно сказать, что знали, но смотрели на это сквозь пальцы. В подтверждении своих слов могу сослаться на статью в журнале Министерства культуры СССР "Советская эстрада и цирк" за август 1968 года под названием "Лауреат", где эта проблема освещена в юмористическом ключе. Появление подобной статьи в центрально журнале однозначно свидетельствует, что проблема требует вмешательства. Но судя по публикациям в газетах более позднего периода, никаких реальных мер для предотвращения появления подобных липовых наград принято не было.

В начале 70-х (предположительно, в 1973) Министерство культуры СССР лишило всех артистов эстрады права на сольный концерт. Коснулось это и "Веселых ребят". У них опять осталось только сольное отделение. К тому времени Юлий Слободкин уже покинул ансамбль и использовать его в качестве палочки-выручалочки уже не было никакой возможности.
В октябре 1974 года состоялся Четвертый всесоюзный конкурс артистов эстрады, гда Алла Пугачева получила 3 премию, звание Лауреата и право на сольное отделение.
Возможно, это и совпадение, но очень похоже, что Павел Яковлевич позвал к себе Аллу Борисовну в конце 1974 года в надежде восстановить своё право на сольный концерт. И не стань она настоящим Лауреатом конкурса, их пути с "Веселыми ребятами" могли бы и не пересечься.

По некоторым данным еще в Барнауле Павел Слободкин после концерта пригласил к себе в номер Аллу Пугачеву и Виталия Кретюка (руководителя её аккомпанирующего ансамбля) и предложил им перейти в "Веселые ребята". Кретюк отказался, а Пугачева согласилась. Если это так, то почему этот переход занял почти год?
Выскажу свое предположение.
В тот момент Слободкину нужен был еще один аранжировщик. ВИА "Веселые ребята" не вылезал из гастролей - делал "кассу". Алексей Пузырев- основной аранжировщик коллектива, кроме всего прочего, был вокалистом и гитаристом ансамбля, и просто не успевал делать новый материал. Павел Яковлевич принял решение взять еще одного аранжировщика, который бы не ездил на гастроли, а готовил новые песни к возвращению группы из гастрольных поездок. По этой причине Слободкин хотел заполучить Виталия Кретюка, который слыл в Москонцерте прекрасным аранжировщиком. В тот момент Кретюк был в романтических отношениях с Пугачевой, и чтобы Виталий, наверняка, согласился, Павел Яковлевич решил пригласить их обоих. Но Кретюк отказался, а Алла согласилась. Однако, поскольку одна Алла Борисовна Слободкину была не нужна, то он всячески тянул с этим переходом. До того момента пока Пугачева не стала лауреатом конкурса артистов эстрады, и тут уже сама по себе стала привлекательной для Слободкина.
Кстати, вместо отказавшегося Кретюка, тогда же в феврале 1974 года Слободкин пригласил в ВИА "Веселые ребята" Геннадия Пузырева, который и стал тем вторым аранжировщиком коллектива.

В 1975 году состоялся альянс ВИА "Веселые ребята" и Лауреата всесоюзного конкурса артистов эстрады Аллы Пугачевой. Дальше триумфальное выступление последней в июне на "Золотом Орфее -75", получение Гран-При (главный приз), возвращение в ряды своего коллектива и первые гастроли в новом статусе по Черноморскому побережью.

В июле выходит первый диск-гигант ВИА "Веселые ребята", записанный уже не существующим составом музыкантов. Чтобы зафиксировать сегодняшние реалии Слободкин делает новую афишу, где по-прежнему, никаких званий у его ансамбля нет, а ниже имени солистки мелкими буквами написано "Обладательница Гран при "Золотого Орфея-1975". Скромно, чтобы не зазнаваясь. Павел Яковлевич хорошо знал психологию артистов.
1975

Вряд ли, подобное представление себя на новой афише понравилось Пугачевой. Между прочим, 1 место на Международном конкурсе давало его обладателю право на сольный концерт, а тут всего лишь мелкими буквами...

В результате сложных переговоров был достигнут компромисс, который можно увидеть в рекламе первых в 1975 году выступлений ВИА "Веселые ребята в Москве. Произошло это на сцене ДК им.Горбунова в сентябре.
Газета "Вечерняя Москва" 19 сентября 1975.

Пугачева вернула себе оба заслуженных звания, а чтобы на фоне своей солистки не выглядеть бедным родственником худрук ансамбля вспомнил и о своем "лауреатстве". На том и порешили.

Продолжение