Лауреаты?

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

"Лауреаты".

( апрель 2020, март 2024)

3

Вся вторая половина 1975 года проходила под знаком возрастающей популярности А.Пугачевой и ансамбля "Веселые ребята". Фирма грамзаписи "Мелодия", готовя свое участие в ярмарке грамзаписи "МИДЕМ -76", вполне себе обосновано, обратила внимание на потенциальных звезд советской эстрады. Так Пугачева и "Веселые ребята" попали в число предполагаемых участников "МИДЕМ -76" от СССР. В этой международной ярмарке грамзаписей по статусу принимали участие артисты, которые в своих странах выпустили наибольшее число дисков за прошедший год.
Лично Пугачева никаким боком к этой категории артистов не принадлежала. На тот момент она имела в своем активе только один гибкий миньон с тремя песнями. По этой причине, я думаю, ее участие рассматривалось только в составе "Веселых ребят", у которых с грамзаписями было все хорошо.

Однако, в силу разных причин в январе 1976 года в Канны поехала одна Пугачева. И хотя результаты той поездки для неё были разочаровывающими, тем не менее, участие в Международном фестивале грамзаписи были для неё самой существенным повышением статуса, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих её людей внутри страны.

Дальнейшее развитие событий этот статус только повышало. Как победительница конкурса "Золотой Орфей-75" она была приглашена в качестве почетного гостя выступить в трех восточноевропейских странах: ГДР, ЧССР и Болгарии. С ней вместе в качестве аккомпанирующего состава поехал и ВИА "Веселые ребята".
В ГДР были съемки на ТВ в различных эстрадных программах, в Чехословакии были какие-то гастроли, но без участия в фестивале "Братиславская лира", а в Болгарии был концерт в рамках конкурса "Золотой Орфей-76". Запись этого концерта была издана в качестве диска фирмой "Балкантон". Причем пластинка была оформлена, как сольный диск Аллы Пугачевой и аккомпанирующего ей ансамбля "Веселые ребята".

После возвращения с европейских гастролей Алла Пугачева не без оснований посчитала, что её нынешний статус в коллективе не соответствует реальности и его следует вынести за рамки. Другими словами, потребовала от Слободкина красную строку на афише, на которую, кстати, имела полное право. Эта "Красная строка" меняла статус коллектива. Он из самостоятельной штатной единицы, становился аккомпанирующим составом своей главной звезде. Так, как это уже было у Э.Пьехи с ансамблем "Дружба" или у С. Ротару с "Червоной рутой".
Как я теперь уже понимаю, Слободкин сопротивлялся этому, как мог.

На конец июня 1976 года была запланирована серия концертов в Зеленом театре на ВДНХ.
Газета "Вечерняя Москва" 14 июня 1976.

Все, уже ставшими привычными, регалии ансамбля и его солистки в этой рекламе были отражены. Однако сами программки к этим концертам, которые распространялись среди зрителей пришедших на эти выступления выглядела по-другому.
На первой странице была размещена фотография последней афиши ансамбля (хотя и повернутая зеркально) с Пугачевой в центре. А ниже указан только "Лауреат Всесоюзного конкурса молодежной песни ВИА "Веселые ребята". И нет ни слова о его звездной солистке.

Думаю, что это было сделано специально, чтобы показать солистке её место в коллективе.
Сама Пугачева об этих программках ничего не знала, пока не увидел их на первом концерте 22 июня. Её реакция была неожиданной для Слободкина, она заявила, что на следующий день 23 июня участвовать в концерте не будет. Никакие уговоры результата не дали. Концерт 23 июня был отменен.
Чтобы не потерять выручку от проданных билетов была сделана срочная замена на ВИА "Пламя" со специальной оговоркой, что билеты купленные на "Веселых ребят" действительны и на "Пламя".
Газета "Вечерняя Москва" 23 июня 1976.

Дальше к скандалу подключилось руководство Москонцерта и его удалось уладить, а злополучные программки из продажи изьяли. 24-27 июня концерты на ВДНХ прошли, как и было положено с участием ВИА "Веселые ребята" и А.Пугачевой.

28 июня началась следующая серия концертов в Ждановском парке культуры и отдыха. На афише статус Пугачевой был указан в полном обьеме. А сам ансамбль прочно закрепил за собой звание, которое не получал, на конкурсе, которого не было.

Но Пугачева продолжала настаивать на своем праве иметь красную строку на афише. Слободкин, как мог затягивал этот процесс, хотя у него не было законных оснований отказывать ей в этом вопросе.

Решающими событиями в этом противостоянии стали приглашения для Пугачевой выступить в августе-сентябре в качестве почетной гостьи на фестивале в Сопоте (Польша) и на «Дрезденском шлягер фестивале» (ГДР). ВИА "Веселые ребята" должен был поехать вместе с ней.
Понимая, что фактически весь год ансамбль гастролирует за границей только благодаря своей солистке и, надеясь на это же в дальнейшем, Павел Слободкин уступает давлению Пугачевой. Этому способствуют и установившиеся личные отношения между ними.

В 2009 году общаясь с А.Алешиным мы обсуждали тему возможного превращения ВИА "Веселые ребята" в московский вариант Эдита Пьеха и ансамбль "Дружба" под управлением Броневицкого. И Анатолий высказал мысль, что Павел Яковлевич никогда бы не согласился на такой вариант.
Сегодня я склонен в этом усомниться. Когда в конце августа 1976 года А.Пугачева и ВИА "Веселые ребята" отправились за рубеж, Москонцерт заказал новую концертную афишу коллектива, где Пугачева проходила красной строкой. Это могло, с высокой степенью вероятности означать, что вернувшись с зарубежных гастролей, ансамбль ждала перемена статуса.

Понимая, что сделать такую афишу без согласия Слободкина было нельзя, я думаю, что в какой-то момент второй половины 1976 года Слободкин согласился на роль Броневицкого, а сам ансамбль ждала печальная судьба.
Следует обратить внимание, что на афише Пугачева предстала только, как лауреат Международного конкурса, но именно это звание позволяла новому по статусу коллективу иметь сразу право на сольный концерт.

Но тут опять вмешалась судьба.
В конце августа Пугачева одна без ансамбля выступила в качестве почетного гостя на фестивале "Сопот-76". Дальше она присоединилась в ГДР к своему коллективу и начались гастроли.
Кроме участие в фестивале в Дрездене ансамбль выступил с концертами и в группе советских войск в Германии. Там в Германии произошел серьезный конфликт, который поставил окончательную точку в отношения Аллы Пугачевой и Павла Слободкина.
Вернувшись в Москву 21 сентября 1976 года Пугачева покинула ВИА "Веселые ребята" и уволилась из Москонцерта.
По удивительному совпадению, в это же время в конце 1976 года Эдита Пьеха рассталась с "Дружбой".

Теперь порассуждаем, почему руководство Москонцерта не удержало свою "звездную" солистку?
А то, что это было так, очевидно.
Существовал вполне приемлемый способ удержать Пугачеву в Москонцерте. Достаточно было убрать её из ВИА "Веселые ребята", и дать ей другой аккомпанирующий состав музыкантов. Право на сольный концерт у неё было. И вот вам новая Эдита Пьеха и ансамбль "Дружба".
Конечно, подобное решение вызовет негативную реакцию Павла Слободкина, но для пользы дела на подобную реакцию своего подчиненного можно было и не обращать внимание.
Если только...
Если только Пугачева не поставила перед руководством вопрос ребром: или я или Слободкин.
В этом случае должен был остаться только кто-то один.
И руководство Москонцерта сделало выбор в пользу ВИА "Веселые ребята".
Так судьбоносная афиша с красной строкой никому не пригодилась и ушла в архив.
Продолжение