Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Валентин Витебский: жизнь под знаменем "Битлз".



2

Леонид Бергер,Валентин Витебский,Вячеслав Антонов (Добрынин)-1969 г.
Леонид Бергер,Валентин Витебский,Вячеслав Антонов (Добрынин)-1969 г.

Мы стали работать втроем постоянно (Я, Слава и Леня) и меняющиеся гитарист и барабанщик. Иногда в выступлениях принимала участие сестра Бергера - очень музыкальная девочка.
После ухода Коли мы назвали свою группу "Орфей", по ассоциации с греческим богом. Были еще два варианта названия: "Вознесение" и "Колокола", но предложенный Бергером "Орфей", устроил всех. Потом под эгидой комсомола был организован московский бит-клуб в кафе "Молодежное" на улице Горького. Там раньше играли джазисты. Один из людей, который это возглавил, был Саша Масляков. Мы вступили в бит-клуб и начали концертировать. Был такой подпольный, просто легендарный, человек Юра Айзеншпис.

Артур Макарьев...

Добрынин-1968 г.
Добрынин-1968 г.
Да, этот тоже был. Хотя я сейчас его очень плохо помню. Хорошо помню, как Юра организовывал подпольные концерты. Куда-то мы ехали на электричках, потом шли по снегу через поле к какому-то ДК колхозному. Москва в этом мире знала, что надо было ехать туда-то и там будет такая-то группа. И по окраинам Москвы мы выступали, в центре мы не работали. Снимался где-нибудь Дом культуры. Помню, такую цифру 300 рублей стоило снять зал. Платилось это напрямую директору, и это был криминал. Многие потом поплатились за это.
Вокал был нашим коньком. Если многие самодеятельные группы того времени: "Сокол", "Скифы", где был Валов и Дюжиков, венгры были "Космонавты" играли прилично, то пели они редко на 2 голоса. И то фальшиво, потому что у них не было профессионалов от музыки. Так, любили ребята на гитарке почесать. Ну, и естественно что-то поют. А как может петь самодеятельность?
А мы практически были готовые музыканты, и нам построить аккорд ничего не стоило. Бергер обожествлял Рэя Чарльза и, конечно, как солисту ему не было равных в Москве. А "Орфей" был единственной группой, которая могла петь многоголосье. В нашем репертуаре были не только песни "Битлз" (там было трехголосье), но и "Бич-бойс" (это пяти-шестиголосные аккорды). Леня, Слава и я пели трехголосную песню "Битлз" "This Boy". Тогда так петь не умел никто из нашего мира. А мы делали это прекрасно.
Даже сейчас, оглядываясь назад и включая критику, не могу сказать, что это было особенно плохо. Нормально, хорошо звучало. Да и сейчас это мало кто споет, а в нашей компании мы можем это спеть и сегодня. Малежик, Пузырев и я могли бы это продемонстрировать. Еще можно подключить Славу Добрынина.

-А Добрынину не мешало, что он картавил?

На английском языке никак не мешало. А голос у него очень на Леннона похож. И практически в нашем коллективе все песни Маккартни пел я, а Леннона - он.
Репетировали мы в каких-то ДК и на квартирах. Концертов было мало. В основном какие-то халтуры, танцульки. Денег не было вообще.
В то время у нас был один очень мощный прорыв. Для мультфильма режиссера Хитрука "Фильм, фильм, фильм" мы сделали первую свою профессиональную запись. Композитор (А.Зацепин - прим. автора) хотел модное битловское звучание. Ему посоветовали обратиться в бит-клуб. Через этот бит-клуб вышли на более-менее профессиональных людей. Профессионально играли "Скифы" и "Сокол", а пели они фальшиво. Для записи пригласили "Сокол", но у них вокал не пошел. Поэтому на запись вокала пригласили "Орфей".
Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
И мы под их фонограмму его записали. Бергер, я и Добрынин. Тот композитор, который написал музыку к фильму, считал, что рок-н-ролл должен звучать именно так. И нам навязали такую музыку. "Сокол" ее сыграл, а мы спели . Но теперь я уже понимаю, что даже ту музыку можно было сыграть и спеть более заводно. Но и тогда тоже получилось ничего. Писали мы это на студии "Союзмультфильм". В титрах, правда, указали только ВИА "Сокол".

Эту песню можно послушать ЗДЕСЬ.
Витебский-1968 г.
Витебский-1968 г.


Эта фотография сделана у Славы дома на Ленинском проспекте. Вот у меня на лацкане значок. Леша говорит, что у Гены этот значок сохранился.
С ним связана такая история. У нас была знакомая девчонка Нона Годова. Она работала в "Эйр Индия", знала английский хорошо, и мы стали как-то вместе тусоваться. Она из заграницы могла получать любой, заказанный ею, диск, как работник "Эйр Индия". И вот мы, с выходом каждого диска "Битлз", собирались у нее дома и слушали эти песни. Она занималась переводами песен, а Гена переделывал эти переводы в русский рифмованный текст, сохраняя при этом окончания.
Потом мы решили организовать клуб любителей "Битлз". В 67 году вышел их диск "Сержант".Я взял рисунок с барабана, сделал свою версию и написал "Moscow official Beatles-fan club-band".Нашел в центре какую-то мастерскую и там заказал 30 таких значков. Это были значки на латуни. Заплатил я за 30, но сделали мне 10.И эти 10 значков куда-то разошлись, и даже у меня он не сохранился. А у Генки он есть. Но это с "Орфеем" не связано, это параллельная история.
Своеобразным апогеем для группы " Орфей " стала поездка в Армению в апреле 1969 года. В Советское время все гастроли организовывались через Мос или Росконцерт. Наша группа не числилась в этих организациях, но, не смотря на это, один предприимчивый армянин сумел сделать нам гастроли по Армении.
Кроме Еревана (там были 2 концерта во Дворце спорта) были еще Ленинакан и Иджеван - это небольшие городки в горах. У нас была самопальная аппаратура - тяжеленные колонки (только в моей стояло 2 кинаповских динамика по 25 ватт) и легендарный усилитель УМ-50. Что можно было услышать через эту аппаратуру во Дворце спорта, не представляю. Успех мы определяли по количеству сломанных стульев в зале. Стулья ломали- значит и успех там у нас был. Репертуар обычный - "Битлз", Рэй Чарлз, Чеслав Немен, "Бич-Бойз".
Славу Антонова (Добрынина) мы представляли, как - Слава Антонян, хотя армянская фамилия его отца совершенно другая. Но публика реагировала бурно! Песен у нас набиралось минут на 45 - 50, с разговорами - час. В горных районах, честно говоря, народ не знал, как реагировать на такое шоу. Похоже, было, что им показывали говорящих и поющих обезьян. Реакция была хоть и сдержанная, но довольно дружелюбная, типа:
- Ну, ну, вот дают, артизды ( именно так, через "д")!
И все-таки это были первые настоящие сольные концерты. Первые гастроли! И они запомнились!
"Орфей"(1969):
Александр Курдюков,Валерий Шаповалов,Вячеслав Добрынин,(за ним Борис Богрычев),Валентин Витебский и Леонид Бергер.
'Орфей' (1969)
После гастролей по Армении в Москве выступлений было очень мало. Денег не хватало катастрофически. Мне приходилось занимать у Лени 5 копеек, чтобы доехать домой на метро. У нас же концерты эти условно оплачивались, жить на это нельзя было. Я ребятам сказал:
-Все не могу, мне надо хоть где-нибудь работать.
И в 1969 году я сознательно ушел в Москонцерт. Первое, куда я попал, был детский отдел. Как раз было лето и туда легко было попасть, потому что нужны были музыканты для разъездных концертов. Я стал работать с детским композитором Георгием Цветовым. Потом я к нему же привел и Валеру Беспалова. А с ним я познакомился просто в толпе в Москонцерте. У нас образовалось трио: за роялем сам автор, я на бас-гитаре и Валера Беспалов на гитаре. Он великолепно играл джаз, импровизировал аккордами и имел сумасшедшую технику.
Наконец, я получил 150 рублей. Для меня это было целое состояние. С ребятами я уже никак не был связан, но не проработал я там и лето, вдруг Бергер мне звонит и говорит:
-Давай приходи, тебя Паша Слободкин зовет в "Веселые ребята".

Продолжение