Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".


(июль 2009)

3

«Веселые Ребята» (слева направо):
Валерий Хабазин, Александр Лерман, Александр Буйнов, рабочий сцены Михаил Логинов, Анатолий Алешин, Александр Барыкин и Вячеслав Малежик.

-Расскажи о записи пластинки «Любовь - огромная страна».

Когда я пришел, то первое мое участие в записи, состоялось в песне «Чернобровая дивчина» для миньона. Там еще была песня…

-«Варшавский дождь».

Да.
И дальше я участвовал во всех записях «ВЕСЕЛЫЕХ РЕБЯТ». Одна из деталей, которая очень повышала мои шансы в ансамбле, даже не будучи солистом, это то, что наш дуэт с Сашей Лерманом был очень хорошо спет. Еще с времен группы «Ветры перемен».

-Откуда такая жесткость в голосе у Лермана, а-ля «Криденс»?

Суть становления вокалистов заключалось в том, что мы пели только кавера. В тот период все группы пели только кавера. В том же «Орфее» своих песен было может быть пара, а все остальное Джимми Хендрикс, Битлз, Роллинг Стоунз, Энималз… И вот исполняя эти песни мы невольно копировали оригиналы. По крайней мере, в звукоизвлечении.

-А Лерман сам понимал, что его голос похож на Фогерти?

Ему очень Фогерти нравился. Были разные периоды, когда ему нравились разные певцы. И был период, когда именно Фогерти ему очень нравился.

-Поэтому он и записал «На перекрестке» Фогерти? А русский вариант этой песни «На лесной поляне» как ты оцениваешь?

А я ее не слышал.

-Получается что «Веселые ребята» эту песню не исполняли на концертах?

Честно говоря, не помню! Может быть короткий период, когда Лерман возвращался...Не помню!.

-Мы слушаем песни «На лесной поляне», «Верю, верю я», «Простой парень».

Последняя песня написана вслед песни «Люди встречаются». Это совершенно явный сиквел на эту песню. Там точно такие же ступени использованы, ритмическая фактура и припев со сменой ритма. Это сиквел блеклый по сравнению с оригиналом.
В окончательном варианте пластинки появились несколько песен Тухманова, которые очень разрушали общий образ: «Вечная весна» и «Это Москва». Потому что и та и другая фонограмма записана не «ВЕСЕЛЫЕМИ РЕБЯТАМИ». По-моему, и в песне «Парень простой я и обычный» использована старая фонограмма. Мы ее не переигрывали. Там были гораздо более мощные вещи… С ними диск мог бы получился более цельным. Хотя бы эти вещи, которые в нее не вошли - «Чернобровая дивчина» и «Когда молчим вдвоем».

-Было больше записано песен, чем в итоге вышло на пластинке?

Да. И когда вышла пластинка, мы были удивлены ее компоновкой. Тот же «Варшавский дождь» был бы на ней более к месту, чем «Вечная весна».

-Но ведь «Варшавский дождь» уже вышел на миньоне.

И «Вечная весна» выходила в исполнении Ободзинского.

-Но не в исполнении «ВЕСЕЛЫЕХ РЕБЯТ».

Какие там «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»? Это один Барыкин поет под фонограмму ансамбля «Мелодия».

-Может быть, это было условием Тухманова?

Я, подозреваю, что в выпуске этого диска Паше помог Тухманов, и эти песни вошли в нее по его настоянию. Вообще я должен сказать, что нас музыкантов никогда ни о чем не спрашивали. Мы видели только результат. И в этом результате Паша делал многозначительное лицо :
-Вы многого не знаете…
Намекая, что что-то изменить было не в его силах. Он сам понимал, что эти вещи выпадают из контекста альбома, но на тот момент важнее был сам факт выхода альбома. Это стало для него своего рода спасательным кругом.
Вот еще что мне вспомнилось. Странная ситуация с песней «Отчего». Мы в 1974 году пели ее на концертах этим концертным составом с другим текстом. Она называлась «Двенадцать месяцев». Это значит, что она еще была не записана. Но когда мы ее записывали, то там Лерман пел второй куплет. Значит, он присутствовал. Получается, что это было перед самым выходом диска, когда Лерман вернулся во второй раз. Но этого тоже не может быть, потому что в припеве там поют Барыкин и Пузырев, которых во второй приход Лермана не было в составе. Значит, получается вот что. Этот текст «Отчего», который попал на пластинку существовал до текста «Двенадцать месяцев».

-Нет. «Двенадцать месяцев» -это был первый текст, а «Отчего» - второй. Это мне говорил Гена Макеев.

Тогда, может быть, вот что. Паша решил петь старый текст до выхода диска, чтобы не раскрывать свои карты до поры до времени.

-А ты можешь сейчас вспомнить песни, которые вы записали, но в диск они не вошли?

Сейчас нет. Если бы был список, то по нему можно было бы пройтись. И я бы сказал, какие были предпочтения.


-А тебе встречалась эта пластинка, где на задней стороне обложки были написаны фамилии музыкантов?
(Мы смотрим этот диск).


Я думаю, что это более поздние допечатки 75-76 годов. Диск пользовался большим спросом и «Мелодия» его постоянно допечатывала. Кстати, Русанов и Мушкамбарян были знакомы до прихода в «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА». Они вместе работали.

-Это был очень популярный диск особенно из-за первой стороны. Первые три песни «Любовь -огромная страна», «Отчего» и «Я к тебе не подойду».

«Качели» то же .

-Мне «Качели» очень нравились. Там вы так высоко пели, я просто балдел.

С записью этой песней связан такой эпизод. Я помню, на записи этой песни были я и Саша Лерман. Леши Пузырева не было, но был Гена Макеев, потому что он писал аранжировку.

- Алексей говорил, что на записи вокала этой песни его не было.

Это, наверное, меня и спасло. Мне сейчас вот кажется, что тогда меня все время задвигал в сторону именно Леша Пузырев. Он в принципе давал советы Слободкину и тот его слушал. Это подозрение у меня возникло только сейчас по прошествии многих лет и долгих размышлений на эту тему. Дыма не бывает без огня. Почему Слободкин так охотно давал мне песни петь в концертах… Я к концу своей карьеры в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» посчитал, что я сольно пел на концертах 8 песен. Это почти целое отделение. А к записи он меня не допускал. Если бы я начал раньше записываться , как солист в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ», то и гораздо раньше бы раскрыл себя. Я почему и ушел из ансамбля? Потому что мне нужно было пространство для развития. А в «ВЕСЕЛЫЕХ РЕБЯТАХ» у меня не было никакой возможности развиваться. Сколько я могу быть вокалистом в вокальной группе? И мне кажется, что это исходило от Леши…
Короче говоря, он не пришел на запись вокала к песне «Качели». В тот момент у Саши был ларингит. У него всегда были слабые связки.

-А как же он пел, если у него были слабые связки?

До «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» у него все было со связками нормально, но режим – 3 концерта в день…

-Никакие связки не выдержат?

Нет. У меня выдерживали. А в «Араксе» я вообще был единственный солист. И я отработал там 1500 концертов каким-то образом за 3 года.
Так вот, когда Саша пришел в «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», то стал жаловаться, что его хватает на 1-2 дня. Потом садиться голос и каждый концерт это физическое мучение. И это одна из причин, почему он ушел. В «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» приходилось ведь не только сольно петь, но и сначала и до конца трубить в группе. На концертах нигде голос не отдыхал.
Так вот пришли мы на запись песни «Качели». Никто ее, конечно не разучивал. Взяли ноты и стали петь с нот. Время поджимает, смена кончается, надо писать. А Гена написал огромное полотно с четырехголосьем. А группа же не разучивала это. Но там уже стоял 16-канальый магнитофон. Это было на «Мелодии» на 1 этаже. Что делать? А давай мы с Сашей это все запишем вдвоем. Мы прописали первые два голоса: он нижний - я средний. Наложили это, потом Саша говорит:
- Я не могу дальше, у меня ларингит.
И я записал все вокальные партии «дабл-треком». Это был первый мой опыт такой студийной работы, когда четырехголосье может записать один человек.
Короче говоря, мне кажется, что это все стало возможным, потому что Леша Пузырев не пришел. Если бы пришел - не дал бы, стопроцентов. Он до сих пор, а ведь прошло столько лет… Я ему говорю:
-Леш, после тебя уже был « Аракс» и много еще чего. Я уже тысячу раз доказал что имею право петь…
Но я до сих пор этот его отталкивающий локоток чувствую.

-А почему? Он ведь сам пел мало и то только на английском.

Так в том то все и дело. У него не сольный голос, чисто бэковый голос.

-И для чего, по-твоему, он как бы освобождал место, не пуская тебя?

Я думаю, что ему хотелось петь самому. Он никогда не реализовал себя, как сольный вокалист. Я думаю, что это его боль по жизни. До сих пор. Он, кстати, пел «Хоп-хей-хоп» с Малежиком вдвоем в концерте.

-На английском?

Да. Он пел еще песню Маккартни (напевает).

-Пел он и из «Гранд Фанк» песню.

Да, точно и ее тоже.

-Алешин напевает песню «Доброте предела нет» с диска «Музыкальный глобус».

Эту песню Леша тоже пел соло.

-Так на диске ее пел Файбушевич.

Да? Леша записывал эту песню и на русском и на английском сам. Я помню, это было в ГДРЗ.

-А почему на диске поет Файбушевич?

Может и на диске Леша поет?

-Нет. Точно Файбушевич.
(P.S.
К своему стыду должен признать свою ошибку. На диске "Музыкальный глобус" эту песню поет А.Пузырев.
Узнав об этом я позвонил Алексею и спросил его, почему он никогда об этом не рассказывал? На что он мне ответил:
-Песня исполнена ужасно и гордиться здесь нечем. С английским текстом она звучала гораздо лучше.)


Но Лешина запись точно существует, потому что я при этом присутствовал. Там именно Леша накладывал вокал.

-Возвращаясь назад в 70-е, скажи, какую роль играли в ВИА аранжировщики? Велика ли их роль в музыкальной концепции коллектива?

В «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» – очень велика. При помощи таких людей, как братья Пузыревы Паша Слободкин осуществлял нужный ему имидж. Звучание, саунд.

-То есть они делали не только аранжировки, но музыкальную концепцию?

Именно. От них исходила музыкальная концепция.

-Гена, ведь еще был и звукорежиссером.

Да. Какие именно инструменты должны звучать в песне и как. Это все определяли они.

-И вокальные аранжировки они тоже делали?

Разумеется. Там все было поставлено на профессиональную основу. Мы приходили на репетицию, когда инструменталисты уже разучивали песню. Например, они приходили к 10 утра, а мы к 12-13. Они все играли по нотам, которые писал Леша Пузырев или Гена Макеев. Или потом позже Валера Дурандин. Потом приходил мы, и разучивали с листа. Сначала у рояля разбирали свои голоса, а потом становились к микрофонам и начинали вместе с инструменталистами все разучивать. Тогда ведь не было сегодняшних компьютерных технологий, и дома самому нельзя было проверить аранжировку. И вот Пузревы все держали у себя внутри, слышали все целиком у себя в голове.

-А Слобдкин участвовал в аранжировках?

Я думаю, что он имел право совещательного голоса.

-Он мог принять или не принять?

Нет. Он мог высказать свое видение концепции. Ну, например, вот эту вещь я бы хотел услышать, как у Битлз в такой-то песни. И дальше уже была работа Гены и Леши. А во многих случаях он им давал полную свободу. Может быть, где-то в начале, он мог настаивать на своем видении, а потом уже Леша имел полную свободу.
Геннадий и Алексей Пузыревы

Продолжение