Валерий Белянин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян
Сергей Соловьев

Я мечтал стать художником-карикатуристом.

(апрель 2010 г.)
1

В ВИАшной среде было много музыкантов, которые оставили заметный след в творчестве тех или иных ансамблей. Причем след вполне материальный, который выражен в записях песен, ставших в те времена весьма популярными. При этом о самих этих музыкантах публика тогда почти ничего не знала. К сожалению, такова была специфика ВИА-жанра. И многие яркие люди так и не смогли вырваться из обезличивающего конвейера той эпохи. Они просто канули в неизвестность. Но были и другие, которых неутоленная жажда популярности и здоровое тщеславие заставляли идти вперед. Не останавливаться на достигнутом!
Валерий Белянин из этой серии. Он исполнитель множества хитов в составе ансамблей "Акварели" и "Пламя". Он автор множества популярных песен, одна из которых "Я вернулся домой" входит в число моих любимых. Он из времени, когда хороших песен было много. Их слушали везде и пели за столом.
Он поет их и сегодня в составе ансамбля "Самоцветы". И, значит, то время все еще с нами!

Валерий Колпаков

Сергей Соловьев, Валерий Белянин и Георгий Симонян
(19-04-2010)
Предки мои по отцовской линии (дед) появились в Москве в 1926 году, а по материнской еще раньше. Они приехали из Смоленской губернии. Вы удивитесь, но своим появлением на свет я обязан Владимиру Владимировичу Маяковскому.

То есть?

Мой дед – известный художник-карикатурист родом из Алтайского края. В середине 20-х годов жил в Свердловске и работал в газете «Уральский рабочий». Однажды во время приезда Маяковского в Свердловск произошла знаменательная встреча моего дедушки Петра Петровича Белянина и Владимира Владимировича Маяковского. Маяковскому настолько понравились работы моего деда, что он предложил ему переехать в Москву, и пообещал устроить на работу в журнале «Крокодил». Дедушка с бабушкой переехали через пару недель в Москву, и дед стал работать в «Крокодиле», а в последствии и в «Вечерней Москве» и в «Известиях», да и в других советских издательствах. Но недолго продолжалась их счастливая жизнь. В 33-ем году дед был репрессирован, а в 36-ом прислали извещение о его смерти. Потом, конечно, выдали документы о реабилитации…
Родился я в Москве 16 мая 1953 года в знаменитом роддоме Грауэрмана. Жили мы в центре, в районе метро «Новокузнецкая» на ул. Землячки (ныне Большая Татарская) . Отец умер, когда мне было два года, так что я все детство и юность жил с мамой. Мама Владлена Сергеевна - заслуженный работник культуры СССР, она 50 лет отдала Большому театру в качестве художника-костюмера. Одевала в сценические костюмы всех звезд Большого театра. Мама жива, слава Богу, и чувствует себя нормально для ее возраста.
Позже мы переехали на «Семеновскую», а потом в Кунцево на Беловежскую улицу. Там окончил школу № 811. Моя школа до сих пор стоит и, более того, там работает моя учительница физкультуры, которой 86 лет, Елена Александровна Маркина. Недавно мы с ней участвовали в одной передаче на ТВ… Заслуженный учитель России! Я как-то приехал в школу, зашел в спортзал и спросил мальчишек где найти Елену Александровну. Оказалось, что она висит на канате и показывает ученикам, как надо лазить по канату (смеется)… Фантастика! На ТВ были в шоке от ее энергии, от ее позитива!

Когда появилась первая тяга к музыке?

Началось всё с Робертино Лоретти. В начале 60-х его крутили везде и всюду. Я стал напевать его песни и у меня прорезался голос. Потом мы взяли напрокат аккордеон. Но этот инструмент был очень тяжелым, как в прямом, так и в переносном смысле. И когда я взял в руки гитару, то она показалась мне…

…намного легче?

…и гораздо доступней. Друг показал аккорды и я стал заниматься почти каждый день. Может быть гены сказались? Мой дед, тот самый Петр Петрович прекрасно пел и играл на гитаре с двумя грифами. И это в 20-е годы…
На выпускном экзамене по английскому языку в школе я набрался наглости и спел под гитару Yesterday. Поставили пятерку…за произношение.

ВИА "Линия жизни"- 1971 год:
Валерий Белянин, Юрий Поплавский, Игорь Овчинников

В школе играли в ансамбле?

Обязательно. Я, Игорь Овчинников и Юра Поплавский создали на троих ансамбль и назвали его «Линия жизни». Битлз играли, даже свои песни сочиняли…

Откуда черпали информацию?

С пластинок. У многих друзья бывали за границей, привозили пластинки. С пластинок пылинки сдували. Переписывали на магнитофоны. Особенно ценилась «первая копия».

Дворовые песни исполняли?

Дворовые? Нет, пели русские народные, которые все знали. Или на Битлз переходили.

Из твоих друзей по музыке никто не пошел?

Игорь Овчинников. Мы с ним позже работали в ансамбле «Витязи» Рязанской филармонии. Он на бас-гитаре играл.
После школы мы играли , в основном, на танцах в городе Одинцово и в Опалихе.
В армию меня не взяли, так как были проблемы с ногой, и я пошел работать на алмазный завод «Кристалл», который находится недалеко от метро «Водный стадион». Работал огранщиком целый год. Ездить из Кунцево было очень неудобно, полтора часа уходило на дорогу. Начало работы в 7 утра, «голый режим».

Что такое «голый режим»?

Приходишь на работу, раздеваешься догола, берешь с собой только расческу, пропуск. Переодеваешься и идешь к рабочему месту. После смены на выходе подпрыгиваешь три раза, расчесываешь волосы, нагибаешься, полощешь рот… Долго этого моя душа не выдержала…

Тогда уже появились наши советские ВИА?

Эти ребята у меня вызывали огромное уважение и интерес. Я много ходил на концерты.
Вот одна интересная история. В моем подъезде в Кунцево жил небезызвестный Игорь Дегтярюк. Я жил на восьмом этаже, а он – на пятом. Игорь окончил музыкальную школу по классу скрипки. Однажды он подходит ко мне и просит показать аккордики на гитаре. Я тогда уже все знал по гитаре, дал ему первые уроки. Проходит два или три года и я его вижу на сцене в составе ВИА «Веселые ребята». Прихожу на концерт «Веселых» и вижу своего соседа Игоря. И он меня со сцены увидел. Помахали друг другу. А я и не знал, что он там работает. Представляете мой шок!
Правда, до этого он приглашал меня на выступления группы «Второе дыхание». Там еще Макс Капитановский и покойный Коля Ширяев играли. Очень здорово играли Хендрикса!
Последний раз с Игорем пересекались на радио. Я работал на радио «Резонанс», а Игорь – на «Маяке».
В общем, уважение и тяга к этой музыке и музыкантам переросла в понимание, что нужно что-то делать, нужно учиться. Музыкального образования не было, но гитарную науку я познал глубоко. Ноты я все знал. Тогда много было очень интересных людей в этой музыке. Например, Виктор Дегтярев, наш барабанщик из «Пламени». Помимо барабанов он владел бас-гитарой, фортепиано, баяном, гитарой. Все по нотам. А пришел он в музыку с биологического факультета МГУ. Потом, уйдя из музыки он занимался бизнесом, а сейчас он создал компьютерную программу, используя свое образование, которая рассказывает о Вашем прошлом с точностью до дня. Я проверял – всё сходится! Предугадывает будущее человека в зависимости от расположения звёзд (Астрология). Он просто вводит в программу Ваше имя, отчество, год рождения и всё. Но знать своё будущее? А надо ли? Представляете, какая разносторонность! Кстати, он мой кум, крестный моей дочери.

Какие первые пластинки произвели впечатление?

Конечно же, Битлз. Они затмили все. Но еще слушали Саймона и Гарфункела, Криденс. Позже появились Дип Перпл, Слэйд…
Кроме того, была соцэстрада, венгерские, польские ансамбли. НоТоЦо, Скальды, БрейкАут, Локомотив ГТ, Омега…

А наши?

Альбом «Любовь - огромная страна» «Веселых ребят». Очень сильный диск!

Как оказался в «Витязях»?

Кто-то увидел, как мы играем на танцах в Одинцово и руководитель Виктор Канишев позвонил и пригласил меня и Игоря Овчинникова в ансамбль. Тогда руководители ВИА отслеживали всех играющих на танцах, в студенческой самодеятельности.
Предыдущий состав с Владиком Андриановым был разогнан и филармония набирала новых музыкантов.

Сам Канишев играл в ансамбле или только административной деятельностью занимался?

Только руководил. Он сам по себе был довольно хамоватый товарищ, многое позволял себе в отношении с подчиненными… В конечном итоге люди не захотели терпеть к себе такое отношение и ансамбль развалился.

Кто играл тогда в «Витязях»?

Трубач Саша Семенов, на ударных Сергей Тришанков. Других не помню.

Что играли?

В первом отделении играли 45-минутную композицию А. Мищенко ( есть такой композитор) про Илью Муромца. Что-то былинное. Во втором отделении были хиты Антонова, Добрынина и т.д. Дали ставку за отделение 5 или 7 рублей. За концерт рублей 12 выходило. Так поработали месяца четыре и всё закончилось.

Продолжение