Георгий Симонян
Сергей Соловьев
Я мечтал стать художником-карикатуристом.
(апрель 2010 г.)
3
В общем, уходим мы с Сашей Мухатаевым из «Акварелей» и где-то месяца через два раздается звонок от
Игоря Никитина, музыканта ансамбля «Пламя». Он приглашает нас с Сашей прослушаться в «Пламя».
Не помню, кто первый прослушивался, но я опять спел акапельно. Меня взяли, а Сашку нет. Это был ноябрь-декабрь 1978 года.
"Пламя" на репетиции 1980 год.
В. Аникиенко, В.Белянин, Ю. Петрсон, С. Березин и И.Шачнева
|
Где была база?
На Шаболовке. В здании бывшей церкви.
А у «Акварелей»?
В ДК «Знамя труда» на Савеловской.
И получилось так, что через два дня репетиций я уже поехал на гастроли.
В «Пламя» шли работать с большим желанием?
Да я был в шоке от этого предложения. Конечно, хотел, очень хотел там работать. Да и статус «Пламя» другой, более высокий. Единственное чего я боялся, что меня могут не взять из-за моего высокого голоса, так как я знал, что в «Пламени» культивировался ещё с времён «Самоцветов» в основном мягкий унисон. Чтобы сразу хоть что-то петь, я принес в «Пламя» песню Б.Рычкова из репертуара «Акварелей» -
«Наше лето».
Ее многие пели?
Да почти все ансамбли.
Кто работал на тот момент в ансамбле?
"Пламя" 1980 год.
Ю.Редько, В. Дегтярев, А.Шачнев, И.Шачнева, В.Белянин и С. Черепухин
|
Почти весь «золотой» состав за исключением Вали Дьяконова. Даже Коля Михайлов (Раппопорт) еще был. Это была одна из его последних гастролей, он уже объявил, что уезжает…
Надо было кому-то брать руководство коллективом. Собрания не было, но как-то получилось, что никому не хотелось взваливать эту ношу на себя и… доверили Сергею Березину. И с этого момента он стал художественным руководителем ВИА «Пламя».
Песни он тогда уже писал?
Нет, этой «болезнью» он заболел позже.
Кто еще работал?
На барабанах – Витя Дегтярев, на басу – Леша Шачнев.
К тому времени они с Ириной были в разводе?
Да, только развелись.
Дальше… на гитаре играл Юра Редько, который позже стал мужем
Ирины Шачневой. Он трагически погиб в 85-ом году,
утонул.Еще был
Слава Черепухин. Играл на флейте, на акустической гитаре. Юра и Слава пришли в «Пламя» из ленинградской
«Лиры».
Черепухин сейчас вместе с Березиным работает?
Уже не работает, месяца полтора как.
Далее по составу. На трубе играл Саша Колоколов, на саксофоне Игорь Никитин.
Петерсон?
Нет, Юра уже не играл на саксофоне, только пел и иногда играл на фоно. Позже появился саксофонист
Сергей Ухналев. Это брат известного певца Олега Ухналева. Он сейчас с нами работает в «Самоцветах». Также чуть позже пришел
Ваня Денежкин, он же Самарин. И, конечно, Ирина Шачнева,
Слава Малежик, Витя Аникиенко.
Березин играл тогда на фортепиано?
Поначалу – да, но потом стал руководить процессом, чаще из Москвы. За клавиши сел как раз Ваня Денежкин.
В Никарагуа 1987 год.
В.Белянин
|
Малежик в каком году ушел?
В 86-ом после поездки в Афганистан.
В итоге я проработал в ансамбле 11 лет. Где мы только не были. Весь соцлагерь объездили, два раза – в 82-ом и 86-ом – мы были в Афганистане. В 86-ом после концерта нас обстреляли. Слава богу, все выжили! В Никарагуа были…
Сколько получалось загранпоездок в год?
Три-четыре.
Что-нибудь веселое бывало в поездках?
Бывало. Однажды в Латвии произошел интересный случай. Мы приехали в Ригу на гастроли и оттуда должны были ехать дальше, в Клайпеду. И в последний день перед отъездом в Клайпеду появляется друг моих юных лет Игорь Овчинников. Оказывается, он там отдыхал с женой, увидел афиши и решил меня навестить. После нашего концерта мы решили с ним немного посидеть. И так душевно посидели, что я забыл про отъезд. Ансамбль уехал в Клайпеду. Поехали мы с Игорем на вокзал в надежде добраться поездом туда. В общем, я обратился к машинисту товарняка. Он согласился довезти меня до Елгавы. Машинист с помощником посадили меня рядом с собой, я им пел песни, потом немного поспал. В Елгаве они мне показали к кому обратиться, и на еще одном товарном составе я добрался до Клайпеды. Причем, раньше всего коллектива, но весь в мазуте (смеется).
«Ты из Вологды, а я из Костромы» при Вас записывали? Кто исполнял?
Юра Редько и Ира Шачнева.
«Белые крылья»?
Юра Редько.
Кто делал аранжировки в коллективе?
Сергей Березин предлагал тому или иному музыканту сделать аранжировку. Брали и делали. То Малежик, то Ира, то Юра Петерсон, то Ваня Денежкин-Самарин. Например, «Аты-баты…» Мигули делал Слава Малежик, он и пел ее.
У «Пламя» была очень красивая песня Арно Бабаджаняна «Детства последний звонок»…
Еще мы помним школьные экзамены (напевает).
Кто делал аранжировку?
Если мне память не изменяет, Ира Шачнева и Юра Редько.
Семейная аранжировка?
Ну, да.
А что скажете про песню «Это говорим мы»?
Эта песня была написана к Фестивалю Молодежи и студентов на Кубе. Еще до моего прихода. Сразу после поездки на Кубу ушел Валя Дьяконов, а я чуть позже пришел. Вот такая последовательность.
«За поворотом» Мовсесяна?
Это делал Слава Малежик.
«Может я тебя выдумал» Березина?
Сам Березин.
Расскажите про запись песни «До свиданья, Москва»?
Дело было в июле 1980 года. Однажды раздаётся звонок у меня дома и руководитель ансамбля Сергей Березин говорит:
- Валера, у нас завтра срочная запись... Нужно записать песню для Олимпиады… Музыка Александры Пахмутовой.
На следующий день я приехал на киностудию «Мосфильм», где в огромной главной студии должна была состояться запись. Сюда же приехали Ирина Шачнева, Вячеслав Малежик и Юра Редько. Александра Николаевна Пахмутова и Николай Николаевич Добронравов раздали нам ноты и под фортепиано мы быстро отрепетировали песню. Затем Пахмутова сообщила, что эта запись должна звучать на закрытии Олимпиады, оркестровка была уже готова. Но в это время мы увидели в студии Льва Лещенко и
Таню Анциферову. Александра Николаевна сказала нам, что будет два варианта песни: один совместный (Лещенко, Анциферова и «Пламя»), а другой - только с солистами «Пламени». Пришлось репетировать ещё раз – уже с Левой и Таней. После общей записи с Лещенко и Анциферовой мы ( Шачнева, Редько, Малежик и я) остались и по просьбе Александры Николаевны записали свой вариант песни «До свиданья, Москва». Во время закрытия Олимпиады звучал наш совместный вариант с Лещенко и Анциферовой и только в самом конце трансляции мы услышали свой вариант этой песни.
2005 год.
Валерий Белянин и Александра Пахмутова
|
Прошло много лет… И вот однажды я встретился с Пахмутовой и Добронравовым на радио, где вёл музыкальные программы, и спросил их:
- А сохранилась ли та запись, где мы (Слава, Юра, Ира и я) пели «До свиданья, Москва»?
- К сожалению, - сказала Александра Николаевна, той записи нет уже давно, но осталась оркестровая фонограмма...
Тогда я предложил записать наши голоса заново (25 лет спустя!), мой и Иры Шачневой. Александра Николаевна даже обрадовалась:
- Конечно, конечно надо записать! Причем, под маркой ВИА «Самоцветы»... Ведь Вы теперь выступаете в «Самоцветах»?
Вот так появилась
новая запись со старым оркестровым звучанием...
Александра Николаевна Пахмутова сейчас пишет книгу. Она как-то позвонила мне и уточнила фамилии всех, кто принимал участие в той исторической записи. А вот Лев Валерианович никогда об этом нигде не обмолвился. Ну да не в этом дело... Факт остается фактом.