Александр Левшин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Эпоха бескорыстия.

(декабрь 2015).
1

Александр Левшин

-10 декабря 2015 года в культурном центре «Гнездо глухаря» состоится презентация альбома Александра Левшина «Зеркало небес». Предваряя выход этого альбома, предлагаю беседу с известным музыкантом.
Александр Леонидович, расскажите о ваших истоках?


Я родился 4 декабря 1953 года в городе Ленинграде. Дело в том, что мой отец после войны поступил в Академию имени С. М. Буденного в Ленинграде и во время его учебы там я и родился. После окончания Академии моего отца распределили в Москву, точнее в Московскую область. Это город Мытищи. Мы жили и в военном гарнизоне и на квартирах. Учился я в двух школах города Мытищи, до девятого класса.

А как было с музыкальным образованием?

У меня обнаружился абсолютный слух и меня отдали в музыкальную школу по классу скрипки. Но начинающий скрипач извлекает такие неприятные звуки, что мама не выдержала и перевела меня на фортепиано.
Наше поколение росло одновременно с всемирным бумом развития рок-музыки. Мы – мальчишки и девчонки – оказались очень подвержены этому течению. Несмотря на железный занавес, кому-то удавалось привозить популярные пластинки того времени. Это были и The Beatles , и Rolling Stones и многие другие исполнители. У моего приятеля отец как раз съездил заграницу и привез первые пластинки The Beatles. У них в семье была радиола «Ригонда», на которой мы слушали эти пластинки. Ложились на пол и слушали.
Под воздействием этой музыки я и увлекся гитарой. Мне тогда купили первую мою простенькую гитару, на которой я и стал учиться играть. Сначала я все подбирал на слух. Все-таки, кое-какие основы уже были заложены в музыкальной школе.
Кумиром моим тогда был Джон Леннон. Чуть позже меня очень вдохновляла группа Led Zeppelin. Эту команду я полюбил на всю жизнь. Вообще, я считаю, что Led Zeppelin лучшая группа романтического хард-рока. Игра Пейджа, вокал Планта выводили меня на какую-то новую грань эйфории. Я сам не заметил, как оказался в местной музыкальной «тусовке» и, поскольку, я уже прилично научился играть на гитаре, то все это вылилось в создание гитарного дуэта и первые выступления. С одним парнем из нашей школы (школы №16), его звали Сергей Брыксин, мы придумали программу, взяли гитары и вышли на нашу школьную сцену…

-Как совмещали учебу в музыкальной школе и активные занятия современной музыкой?

Для меня это были два разных измерения. Когда играешь этюды Черни, занимаешься сольфеджо и разбираешь мало музыкальные, корявые произведения, то это очень скучно. И это все просто не дает возможности сразу понять музыку. Считаю это большим минусом обучения. Кстати, сегодня ничего не поменялось. А рок-музыка сразу давала ощущение формы и пространства. Да и гитара была тогда всемирным трэндом.

-Как шло дальше развитие?

Меня поразил фестиваль в Вудстоке. Это была панорама всех бунтарей рока. Я услышал группу Blood, Sweat and Tears, потом Earth, Wind and Fire, я понял, что такое группа Chicago. И в этом направлении я и стал самообразовываться.
Вы помните, что именно тогда появилось движение (или система) хиппи? С лидером по кличке – Солнышко. Были даже целые демонстрации. Кстати, я ездил в Москву на эти демонстрации, все видел своими глазами.
В восьмом классе я влился в школьный ансамбль под названием «Гладиаторы». Играли на школьных танцах, вечерах. И именно там меня заметили ребята из только что создавшейся у нас в Мытищах группы «Авангард». Меня пригласили вторым гитаристом и вокалистом. Естественно я был самым младшим в коллективе, пока не появился ударник Леша Великанов. Именно тогда я написал свою первую песню – «Натали». Результат моего воздыхания по одной девушке с фабрики Пролетарская свобода. Я тогда очень неплохо вписался в коллектив и, можно сказать, расцвел с точки зрения группового музицирования и вокального исполнения. Мы действительно тогда неплохо играли и были очень популярны, причем не только в Мытищах. Когда мы играли на танцах в Парке Мира, то специально к нам из Москвы приезжали люди на двух битком набитых электричках из Москвы. Приезжал Александр Градский с друзьями специально послушать нас. Приезжал Стас Намин с какими-то иностранными студентами. Кстати, запомнилось, что он уже тогда очень прилично говорил по-английски. Его друзья-студенты тоже выступали в этом парке, и, помню, что пели многое из репертуара Боба Дилана. И хотя, Дилан совершенно не рок-музыкант, но его роднит с моим кумиром Ленноном социальная направленность творчества. Точнее, даже антивоенная.
Как я уже сказал, мы стали довольно популярными. Тогда мы перезнакомились со многими музыкантами групп того времени. Играли «сейшны», посещали концерты. Я был на первом «сейшне» джаз-рок ансамбля «Арсенал», когда у них на гитаре играл Игорь Дегтярюк. Босиком на сцене, пьяный и совершенно счастливый. Это был первый состав тогда еще молодого Леши Козлова. И играли они музыку из третьего альбома Chicago.
Я был на одном из первых концертов группы «Цветы», группы «Машина времени». Помню концерт группы «Тролли», которая играла репертуар Nazareth. У них за роялем сидел парень в очках и верещал очень высоко (смеется).
А немногим позже я ездил в Ленинград посмотреть нашу первую рок-оперу «Орфей и Эвридика». Познакомился тогда с творчеством Алика Асадуллина и Иры Понаровской.
Это было прекрасное время. Буквально через три-четыре года наша рок-музыка перелицевалась и ушла в подполье. Так как наш комсомол понял, что это не только развлечение, но и очень опасно политически. А тогда была эпоха бескорыстия, богемы, общения, с посиделками до утра. Поклонники «Авангарда» рвали нас на части. Были случаи, что я приходил с гитарой в компанию и играл и пел всю ночь.

-А группа где-то базировалась?

Одной базы у нас не было. Мы перемещались по разным площадкам Мытищ. Ведь это история полулегальная. Нас не трогали и не разгоняли только потому, что «Авангард» играл на танцплощадках по договору.

-Что представлял из себя ваш тогдашний репертуар?

Пели свои песни, которые писали два человека. Андрей Егоров – ведущий солист, автор песен и я. Андрей был значительно старше, песни писал в стиле Beatles на русском. А я исполнял свою «Натали» и прочую любовную лирику. В целом, мы играли в стиле Beatles и Led Zeppelin и их композиции играли тоже. Это была довольно живая, искрометная музыка.
Тут как-то я заехал в Мытищи и встретился со старыми поклонниками группы «Авангард», уже сильно взрослыми мужчинами и женщинами. Попросили сыграть что-то из репертуара «Авангарда», особенно ту самую песню «Натали». Я вспомнил и сыграл. Прошло на ура. Такая вот ностальгическая история.
А вообще тот первый состав «Авангарда» был очень сильным. И если бы мы не разбежались по разным причинам, то возможно и могли бы сказать свое слово в музыке.

-Кроме вас стал ли кто-то из того состава известным музыкантом?

Нет, пожалуй. Басист Сергей сейчас сидит в тюрьме. Его жена была настоящей рок-женой. Красивая, замечательная женщина, вдруг стала пить, спилась окончательно и умерла. После этого у Сергея все пошло наперекосяк.
Ударника Лешу Великанова я в свое время приглашал в «Коробейники». Хороший барабанщик, но гастроли, гульба, выпивка сыграли свое дело. Из «Коробейников» он уволился, жил в Мытищах, пил. В конце концов умер от этого.
Клавишник Сергей Данилин сейчас композитор, пишет музыку. Не звезда, но в профессии.
Андрей Егоров неожиданно умер много лет назад. Незадолго до его смерти мы несколько раз встречались, он хотел возродить «Авангард». Но я увидел тогда, что он играет ту же музыку, что и когда-то. А время изменилось, изменился звук, усовершенствовались инструменты. А он остался там. В общем, у нас тогда ничего не получилось.

-Куда вы направились после школы?

Я закончил восемь классов и перевелся в школу рабочей молодежи. Я к тому времени уже работал на разных предприятиях. Днем работал, а вечером играл на танцах. И, честно говоря, эти 11 классов я закончил с трудом. Но, тем не менее, я поступил в наш, Лесотехнический институт, который находится в Мытищах. Проучился курс и, к весенней сессии у меня оказалось больше 200 часов пропусков занятий. Меня отчислили. На горизонте замаячила армия. И тут подключается мой папа – полковник Генштаба. Я оказываюсь в сержантской школе, которая находилась в Химках. Одновременно со мной в сержантской школе оказывается гитарист и вокалист Борис Носачев (в будущем – группа «Мистерия Буфф»). Мы с ним образовали такую музыкальную «тусовку», что по гарнизону сразу пошел слух, что в части появились два рок-музыканта. Тут опять подключился мой папа. Мне присваивают звание младшего сержанта и отправляют в часть в отдаленное Подмосковье. Там я тоже быстро сориентировался, подучил ребят-рядовых и собрал из них рок-группу. Мы ее назвали «Резервы большого забоя». Причем, «Резервы» было написано крупно, а остальное мелко. Мы выступали на окрестных фабриках и заводах, в результате чего наша часть была снабжена хорошими подушками, одеялам и прочей продукцией этих предприятий. Но мой папа опять не успокоился. Он отправил меня поступать в Киевское военное училище инженеров связи.

-Престижное училище! У меня одноклассник его заканчивал.

Очень престижное. Но мне там учиться не хотелось, и я сознательно сдавал экзамены на двойки. Я вернулся, ненадолго, в свою часть и тут подоспела демобилизация.Гражданка!
Немного отдохнув, я окунулся в свою, родную рок-тусовку. И тут ребята-музыканты говорят, что в вокально-инструментальный ансамбль «Веселые ребята» требуется поющий гитарист. И можно пойти на прослушивание в ДК недалеко от метро «Белорусская». Честно сказать, я загорелся этой идеей. Ансамбль «Веселые ребята» мне очень нравился. Я знал Лёню Бергера, который к тому времени уже уехал на ПМЖ в Австралию, мне очень нравился Саша Лерман. Этот ансамбль записал песню «Облади-облада» из репертуара Beatles, и у меня даже была такая пластинка.

-Вы были знакомы с Бергером?

Да. Более того, когда мы с Пугачевой и «Рециталом» были в Австралии, то именно я нашел Лёню в Сиднее. У меня был номер его телефона. Мы встретились в его ресторане «Садко» и именно тогда Алла пригласила Лёню поучаствовать в программе «Рождественские встречи». Лёня был очень популярен в Австралии. Он написал песню «Sarah» и она крутилась по местному ТВ. После этого он там и раскрутился. Я считаю, что Леонид Бергер – самый лучший певец в нашей стране. По вокальным возможностям – точно.
Так вот я поехал на прослушивание в «Веселые ребята». Но в виду того, что я не очень хорошо ориентировался в Москве, то перепутал станции метро и вышел на другой станции. Спросил, где ближайший ДК, мне показали. Захожу в зал, на сцене репетирует ансамбль. Поют, причем очень здорово поют. Есть и высокие голоса, есть и низкие.
Я сел в зал. Один из певцов спросил, что я здесь делаю. Я сказал, что пришел устраиваться в ансамбль. И что я – самый лучший певец и гитарист в мире (смеется). Понтов у меня тогда было очень много.
Мне предложили сыграть и спеть что-нибудь. Я спел Oh, Darling из Beatles. Спел по-задорному, с экспрессией, лихо по верхам пробежался. И все ребята, которые это видели и слышали тут же, в шутку решили написать заявления об уходе в связи с тем, что в ансамбль пришел крутой гитарист и певец (смеется). Руководитель коллектива (как потом оказалось – Попов Александр Тимофеевич) сказал, что я принят, и взял мои документы на оформление. Неделю мы репетировали. Я приходил уже со своей гитарой и мне даже поручили исполнять две песни. Одну – Толи Днепрова, вторую – не помню. И через неделю поехали в Калининград. Точнее, полетели. Это был мой первый полет, до этого я никогда не летал на самолетах.
Уже в Калининграде подъезжаем к Дворцу Культуры, и я вижу афишу – ВИА «Коробейники». Я спрашиваю, что это за афиша. А мне:
– Это наша афиша и тебя успели впечатать.
И только тут я понимаю, что попал не в «Веселые ребята», а в «Коробейники». И я так наивно спрашиваю:
- А это не «Веселые ребята»?
На что Юра Меньшов по кличке «Басила» мне сообщает:
- Ты даже не представляешь, какие мы веселые!
Два концерта в день. Несколько дней в одном городе. Потом – едем дальше. Всё - вживую. И как-то покатило, что я втянулся в эту гастрольную жизнь. Еще одним фактором было то, что я ушел из родительского дома после конфликтов с родителями, и мне особо негде было жить. Периодически, правда, останавливался у бабушки с дедушкой в Москве на Кутузовском.
Дедушка мой был непростым человеком, он был начальником главка легкой промышленности и одним из заместителей Алексея Николаевича Косыгина. Но это я теперь понимаю, какой уровень, а тогда мне было все равно. Ему был положен личный автомобиль, на котором он не ездил, а ходил пешком. И водитель вынужден был ехать за ним, иначе его бы просто уволили. Вот такой настоящий коммунистический дедушка.
Продолжение