Цветы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


История двух гастролей.

(октябрь 2017 г.)
2


Сейчас мы разберем более подробно воронежский случай, поскольку имеем на руках публикации местной газеты «Коммуна», с которых все и началось.
В феврале 1975 года в Воронеже на гастролях был ВИА "Цветы", который давал по четыре концерта в день.
После этих выступлений в местной газете "Коммуна" 16 февраля появилась критическая статья ""Цветы", которые не радуют... ".
Если суммировать претензии автора к выступлениям ансамбля, то они выглядят так:
1. Концерты начинались с опозданием на 15-20 минут.
2. Чрезмерная громкость исполнения.
3. Из-за большого количества ежедневных концертов солист начинал в какой-то момент хрипеть и тем лишал зрителей удовольствия от исполняемых им песен.
4. Примитивные тексты песен. В том числе и у суперхита того времени "Звездочка".
5. Отсутствие у артистов художественного вкуса и необходимой культуры исполнения.

Газета "Коммуна" от 16 февраля 1975 года.

Эту статью обсудили в Воронежской областной филармонии и признали, что факты, изложенные в ней, имели место. Руководство филармонии в свою очередь поставило в известность Московскую областную филармонию о низком качестве её коллектива. В ответ на это в газету пришел ответ от директора и художественного руководителя Московской областной филармонии Р. Здобнова. Если внимательно посмотреть на суть претензий, то их можно разделить на две части: объективную (п.1-3) и субъективную (п.4-5). И если первую часть оспорить сложно, то вторая – предмет для дискуссий.
Р.Здобнов ответил очень грамотно: что оспорить нельзя – признал, а субъективные рассуждения отбросил вовсе. Вину за эти недостатки он вполне справедливо разложил на всех: себя, руководителя «Цветов» М.Красовицкого (на самом деле он был администратором у Намина, но при переходе в МОФ был оформлен, как руководитель ансамбля) и руководство Воронежской филармонии.
В заключении своего ответа Р. Здобнов написал:
«Надеемся, что следующие встречи воронежских зрителей с творческими коллективами Московской областной филармонии принесут больше радости и удовлетворения.»
Подобный ответ редакцию газеты вполне устроил. Хотя по сути это была простая отписка, и никто из виновных не понес никакого наказания.

Газета "Коммуна" 1975 года.

Так бы всё и осталось, если бы один из воронежцев не написал письмо в газету «Советская культура», и послал туда вырезку из газеты «Коммуна». Но и даже в этом случае письмо могло остаться без последствий, как единичный случай отдельных недостатков в концертной работе.
Однако тут подоспели письма из Уфы и Донецка на ту же тему. И отдельный случай обернулся повсеместной практикой. Тут уже отмалчаться было нельзя. И «Советская культура» 28 марта 1975 года громко спросила на всю страну:
-Сколько могут петь сердца?

От вопроса заданного газетой ЦК КПСС отмахнуться было нельзя, и ответ не заставил себя ждать.
25 апреля 1975 года «Советская культура» на своих страницах опубликовала письмо заместителя министра культуры СССР В. Кухарского.
Он рассказал, что по результатам проверки изложенных в статье фактов, Министерство культуры СССР издало приказ, где указывалось, что Донецкая и Воронежская филармонии грубо нарушили порядок проведения концертов гастрольными коллективами.
Донецкая филармония привлекла ВИА «Поющие сердца» (Москонцерт) к сверхплановым выступлениям, выплатив непосредственно артистам вознаграждение за счет фонда заработной платы нештатного состава.
Воронежская филармония организовала двадцать пять концертов ВИА «Цветы» (МОФ) так же использовала для расчетов с исполнителями нештатный фонд.
«Подобная практика создала ненормальный режим творческого труда артистов, нанесла ущерб качеству их выступлений, вызвала справедливую критику общественности.»
В результате за допущенные грубые нарушения были объявлены выговоры директору Донецкой филармонии Бадаянцу Н.П. и директору Воронежской филамонии Галынкеру М.А.
«Директору Москонцерта Сафонову И.Н. и директору Московской областной филармонии Здобнову Р.Н обсудить в коллективах изложенные в статье факты и наложить дисциплинарные взыскания на руководителей и администраторов вокально-инструментальных ансамблей «Поющие сердца» и «Цветы», давших согласие на поведение незапланированных выступлений с оплатой за счет нештатного фонда.
В связи с поступившими из разных городов жалобами на качество выступлений вокально-инструментального ансамбля «Цветы» обязать дирекцию Московской областной филармонии снять коллектив с графика выступлений сроком на три месяца для подготовки новой программы. Концертную работу ансамбля возобновить только после просмотра и одобрения новой программы Министерством культуры РСФСР. »


Газета "Советская культура" от 25 апреля 1975 года.

Как мы видим, за довольно серьезные, по сути, финансовые нарушения все отделались всего лишь выговорами.
Отдельно досталось только «Цветам».
Вряд ли, отчим Стаса Намина Кухарский Василий Феодосьевич был заинтересован в серьезном наказании коллектива своего пасынка. Однако фраза «В связи с поступившими из разных городов жалобами на качество…»,- не оставляет сомнений в том, что претензии к выступлениям «Цветов» были не единичны и избежать наказания в такой ситуации было нельзя.

Обращает на себя внимание и тот факт, что к «Поющим сердцам» претензий по качеству концертов не было. И тут следует поговорить о руководителях этих ВИА.

Виктор Векштейн («Поющие сердца») прошел хорошую школу профессиональной советской эстрады еще с 60-х годов, сначала в качестве музыканта, а потом с 1971 уже в качестве руководителя ансамбля. В тот момент ему было 35.
Он хорошо знал, что можно нарушать на эстраде, а что – нет. Можно давать много и очень много концертов, но при этом (что самое главное) их качество не должно страдать. Зритель, заплативший деньги, не должен уйти разочарованным, недовольным. Только в этом случае, на твои различные процедурные нарушения начальство будет закрывать глаза, и отделываться от СМИ «грозными» отписками и обещаниями наказать виновных при повторно выявленных нарушениях.
Виктору Яковлевичу ничего не надо было повторять дважды. Он очень хорошо усваивал негативный опыт. И свой и чужой. Я просмотрел все выпуски газеты «Советская культура» после 1975 года и до 1986, когда ансамбль прекратил своё существование. И там «Поющие сердца» больше не упоминались, ни как нарушители гастрольного регламента, ни как артисты, вызвавшие недовольство зрителей. Хотя они так же продолжали на гастролях давать по три концерта за день, пока на ВИА-жанр оставался спрос.
Этому способствовала и организационная структура ансамбля. В 1975 году в коллективе было четыре освобожденных солиста: Шеманкова, Офицеров, Жучкевич и Индроков, а так же двое поющих инструменталистов- Ольцман и Шнайдерман. Подобный расклад позволял очень дозировано распределять нагрузку на вокалистов, давая им возможность отдыхать, даже при большом количестве концертов. И такой подход к концертной деятельности был заслугой, исключительно, Виктора Векштейна.
Я сам дважды был на их концертах (1974, 1977) и мне очень понравилось их выступления.
ВИА "Поющие сердца" 1975 года:
1 ряд (слева-направо):Александр Ольцман,Слава Индроков,Наталья Шеманкова,Игорь Офицеров,Виталий Шеманков.
2 ряд: Виктор Векштейн,Виктор Харакидзян,Владимир Шнейдерман (Чирков).
3 ряд:Николай Жучкевич,Виктор Дорохин,Владимир Избойников.


Стас Намин («Цветы») - на тот момент ему было 24 года. Опыта работы на профессиональной эстраде не имел никакого. Зато он имел мощный административный ресурс, которым успешно пользовался.
Выходец из столичной студенческой самодеятельности, как и большинство его первых музыкантов, он не был для них авторитетом ни в музыкальном плане, ни, как опытный руководитель. Он был, скорее, одним из них.
И это сразу сказалось, когда «Цветы» от необязательного любительского музицирования перешли к обязательной и ответственной профессиональной гастрольной деятельности. В конце концов, сами музыканты решили избрать другого руководителя, а от услуг Намина и вовсе отказаться.
Все это не способствовало правильному (профессиональному) отношению к организации концертов и, конечно, сказывалось на их качестве.
Кроме того, организационная структура группы, так же не способствовала длительным гастролям и большому количеству ежедневных концертов. Фактически, у «Цветов» был единственный солист Александр Лосев, который к тому же играл на бас-гитаре. В разные времена одну-две песни в концерте могли исполнить и кто-то из инструменталистов, но основная, самая тяжелая вокальная нагрузка всегда ложилась на Лосева. И не было ничего удивительного в том, что его голос не всегда мог выдержать такие запредельные нагрузки.
Концертным администраторам, крутившимся вокруг суперпопулярного коллектива, было наплевать на качество выступлений. Им надо было успеть снять деньги с популярного имени, пока оно еще могло приносить доход. И в этой стратегии количество концертов было главным критерием успеха.

Такова была суть конфликта между «Цветами» и Московской областной филармонией.

Что делали «Цветы» в период своей трехмесячной дисквалификации, известно мало. Кое что из этого мне рассказал Геннадий Пузырев, который в конце марта 1975 года вместе с Александром Буновым ушел из ВИА «Веселые ребята», как раз, к ним:
«Ушли мы в "Цветы" с Буйновым, а там работы не было никакой. Только одни репетиции и разговоры. Где-то до ноября я считал, что работаю в "Цветах". Потом там стало невозможно, и я ушел в ресторан.
Когда мы пришли там работали: Лосев, Фокин-барабанщик, Никольский. Была там и вокальная группа. Миша Эйсман или Эйхман, не помню его фамилии. Он был руководителем вокальной группы, они там подпевали вживую. Звучало это, так себе. Один раз съездили на гастроли в Челябинск и все. В общем, ничего там не было. Была одна болтовня.
Буйнов вернулся к Паше в тот же год. А я номинально оставался. Не было ни концертов, ни репетиций. Вообще ничего не было. Все зависло. И я пошел работать в ресторан. Проработал я в "Цветах" где-то 4 месяца.»


Мне кажется, Геннадий ошибается с ноябрем. Пришли они с Буйновым в «Цветы» в начале апреля. Ансамбль еще гастролировал (Один раз съездили на гастроли в Челябинск). В конце апреля вышел приказ Министерства культуры СССР, и коллектив сняли с гастролей. Четыре месяца номинальной работы Пузырева в «Цветах» заканчиваются, примерно, в августе. Это был, как раз, тот репетиционный период, который филармония отвела для подготовки новой программы.
Судя по словам Геннадия (Не было ни концертов, ни репетиций. Вообще ничего не было. Все зависло.), подготовка новой программы шла весьма оригинальным способом.
На мой взгляд, это было связано с реорганизацией коллектива и поиском нового руководителя. В конце концов, всё как-то устроилось. Новым руководителем стал композитор и гитарист Владимир Семенов, а «новая программа» стала просто укороченным вариантом старой, поскольку группа была лишена права на сольный концерт (за ней осталось только одно отделение). После её утверждения в Министерстве культуры РСФСР ансамбль под тем же названием, но уже без С.Намина поехал на гастроли.

Одни из первых таких гастролей проходили в Уфе. С 1 по 5 сентября 1975 года во Дворце спорта «Цветы» дали 15 концертов (по три в день). Но поскольку, они выступали только во втором отделении (фактически это был сборный концерт), то это уже не было нарушением гастрольного регламента. Об этих концертах на страницах нашего сайта очень эмоционально рассказал Евгений Лукьянов в феврале 2014.

Дальнейшая судьба «Цветов» туманна и полна недомолвок. Сначала уходит один из её создателей Сергей Дьячков.
В группе зреет какое-то недовольство и это приводит к уходу последнего из её отцов-основателей Владимира Семенова. Ансамбль фактически становится неуправляемым. Попытки существовать при коллективном руководство были обречены на провал. И он случился. Ансамбль не мог нормально репетировать и вовремя выезжать на гастроли. Да и от самих концертов группы зрители все чаще оставались разочарованными.
В качестве подобного примера можно привести случай в Коломне в начале 1976 года.
В конце концов, руководству филармонии это надоело, и в том же 1976 году коллектив был расформирован.

Так закончилась история ВИА «Цветы».
А история другого фигуранта нашего повествования ВИА «Поющие сердца» продолжалась ещё почти 11 лет.

P.S.
Спустя несколько лет в той же Московской областной филармонии произошел похожий случай с еще одной культовой группой «Аракс», который так же закончился их расформированием.