Валерий Ободзинский

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Совсем другая история.

(апрель 2012, октябрь 2020).

11

Глава 8.
Ободзинский и Богословский (1974-76).


Если посмотреть на авторов песен записанных Валерием Ободзинским на "Мелодии" до 1973 года, то за исключением Тухманова все остальные заметного следа в истории советской песни не оставили. Ободзинский достиг всесоюзной славы практически случайно. Его не зря называли выскочкой.

Стандартный путь для достижения всесоюзного успеха выглядел так. Талантливый (это обязательное условие) исполнитель, как-то показав себя на региональном уровне, искал пути для знакомства с известными авторами. Чаще композиторами, как наиболее влиятельной "музыкальной" силой. Выпрашивал у них песни, желательно новые. С их помощью записывал эти песни. И дальше уже влиятельные авторы сами старались протолкнуть свои новые творения в различные эфиры. Они становился главными заинтересованными лицами в положительном результате. И этим способствовали популярности малоизвестным исполнителям.
Вот как говорит на эту тему Чермен Касаев:

...когда в 1969 году я стал заведующим отделом, новые работы крупных авторов через художественный совет никогда не проводил. С мэтрами песни работа была всегда индивидуальной. Например, приходил ко мне в редакцию Марк Фрадкин, играл свою песню, мы обсуждали, кто будет исполнять, кто аранжировать и т.д. Художественный совет для меня был как средство работы с "графоманами". Хотя, конечно, официальная процедура для всех была одинаковой. В протокол заседания художественного совета записывалось, какие сочинения исполнялись, и какое решение было принято. Я сам вписывал Фрадкина в протокол, хотя на заседании он не заслушивался. Новая песня шла в эфир, а в бухгалтерию подавался счет с клавиром, на котором стояла дата выхода песни и дата протокола худсовета. Точно так же я поступал и в отношении многих других популярных авторов. И не то, чтобы я им лично симпатизировал - Бабаджанян, Пахмутова, Фельцман - это величины.Поэтому за все, что я для них делал, я мог бы отвечать где угодно.
А жалобы нашему начальству писали только графоманы, и мне приходилось отписывать, что песня отклонена решением художественного совета.


У Валерия Ободзинского не было подобных "заступников". Он добился успеха, минуя помощь мэтров.

Чтобы понять кто "сделал" Ободзинского суперзвездой к началу 70-х надо обратиться к статистике.
Итак с начала своей карьеры и до начала 1973 года Валерий записал на "Мелодии" 30 песен, включая вокализ и два варианта песни "Луна на солнечном берегу". Из этих 30 песен 20 принадлежали советским авторам, а еще 10 были зарубежными.
В процентном отношении 66 на 34.
Из этих 20 советских хитами стали две: "Восточная песня" и "Эти глаза напротив". Это 10%.
А из 10 иностранных таких было шесть:"Анжела","Карнавал", "Что-то случилось", "Все сбудется", "Настоящая любовь" и английская "народная" песня "Девушка".
Что составляет 60%.
20 советских песен написали 15 советских композиторов. В том числе: 4- Тухманов, 2-Ренский, 2- Мелик и остальные по одной.
20 советских песен написали 8 советских поэтов. В том числе:9- Гаджикасимов, 4- Леонидов и остальные по одной. А если учесть, что из 10 переводных песен к 6 текст написал тоже Гаджикасимов, то вот какая складывается картина.
Своей первоначальной популярностью Валерий Ободзинский обязан: Онегину Гаджикасимову, Давиду Тухманову, Татьяне Сашко (Тухмановой) и себе.

Валерий Ободзинский на «Радио Львова» (1970 год):
-В первую очередь успех певца зависит от его репертуара. Самое главное для певца - это репертуар. Он должен быть разнообразен, он должен быть интересным. Это очень сложно, в общем-то, - заставить публику два часа слушать одного певца...
Я пишу песни разных композиторов, разных авторов. Но, в основном, дружба творческая меня связывает с поэтом Онегиным Гаджикасимовым и композитором Тухмановым. Это мои друзья...


Самым влиятельным из этой троицы был Онегин Гаджикасимов- музыкальный редактор на радио и по совместительству поэт-песенник. Самый "хитовый" автор советского периода и, как следствие, самый обеспеченный человек в своей среде, а потому этой средой люто и тайно ненавидимый. Его судьба в чем схожа с судьбой Ободзинского: яркая всесоюзная слава в начале и полное забвение в конце. В начале 70-х он попал в опалу после резкой статьи в "Советской культуре" поэта Льва Ошанина.
У Гаджикасимова начались проблемы, ему пришлось уйти с радио. Это тут же сказалось и на новом репертуаре Ободзинского. Валерий лишился человека, способного проталкивать его в "медийное" пространство СССР и, кроме того, своего самого главного автора. Нужно было искать альтернативу.

На смену Гаджикасимову приходит Леонид Дербенев, человек сравнимого с Гаджикасимовым дарования, как поэт-песенник. Но поскольку он по своей основной профессии был юристом, то никакого влияния на музыкальный Олимп СССР не имел. По сути был таким же выскочкой, как и Ободзинский.
В начале он занимался переводами иностранных песен, в том числе и для Ободзинского. Это сделала ему имя среди исполнителей, но славы особой не принесло, поскольку иностранные композиторы никак не помогали ему в продвижении своих песен на широких просторах страны. Вероятно, они даже не догадывались, что Леонид Петрович за свой счет пытается их раскрутить в социалистической действительности.
Не получив поддержки из-за рубежа, Дербенев приходит домой к композитору Александру Флярковскому и знакомиться с ним при поддержке известного русского напитка. Результатом этого знакомства станет несколько песен, одну из которых "Колдовство" для фильма "Русское поле" (1971) запишет Валерий Ободзинский. Это будет настоящий хит.
В 1973 году Флярковский стал секретарем правления Союза композиторов РСФСР и в этом же году эта песня появилась на пластинке. Но развития этот альянс Флярковский-Дербенев-Ободзинский не получил. Флярковский занялся более академической музыкой и административной работой. В 1976 году он стал заместителем министра культуры РСФСР.
А Дербенев и Ободзинский продолжили общаться и дальше. К тому времени Дербенев уже давно работает в кино с Александром Зацепиным. В очередном их совместном фильме "Тайник у красных камней" (1972) Ободзинский исполняет песня "Мираж". Однако Зацепин, даже будучи очень популярным композитором серьезным административным ресурсом не обладал.
В период до 1974 года Ободзинский усиленно пытается найти новых влиятельных авторов для собственного продвижения. Он записывает песни В. Дмитриева, Ю.Саульского и Б.Рычкова. Эти песни не "выстреливают", а их авторы маловлиятельны .

В плане репертуара по-прежнему выручал Тухманов: "Вечная весна", "Листопад". Однако творческий тандем Тухманов-Сашко не занимался продвижением артистов.
Взобраться на музыкальный Олимп без помощи маститых авторов Валерию удалось, а вот удержаться там - явно не получалось.
И тогда Валерий обратился к Никите Богословскому.
Богословский Н.В.

Ободзинский:
Был момент, когда мне было очень трудно, и я понял, что надо… эээ… где-то даже, я вам скажу честно, - я покривил душой. И мне нужно было обратиться, так сказать, к нашим великим композиторам. И я обратился к Богословскому. И записал его песни...

Это был сильный ход. Никита Владимирович Богословский на тот момент был очень влиятельным человеком в музыкальном мире СССР. Он входил в Худсовет фирмы "Мелодия", где слыл самым реакционным его членом, которого все авторы боялись. Кроме того Богословский был в хороших отношениях с Председателем Гостелерадио С.Лапиным.
Никита Владимирович был весьма уважаемым и известным композитором, но к моменту сотрудничества с Валерием ему был уже 61 год. И его творческий потенциал явно не успевал за временем. Он это, видимо, осознавал и потому так "зверствовал" на худсоветах.
Работая над этой главой я нашел вот такое высказывание:

Чиновникам очень не нравилось раскованное поведение исполнителя...
Единственным человеком, который не побоялся стать на защиту певца, оказался Никита Богословский. Статья, опубликованная в газете «Советская культура» 22 марта 1974 года, называлась «Давайте замечать хорошее».


Никита Владимирович был опытным и тертым интриганом. Он не был даже в малейшей степени оппонентом существующей власти. И если он вступился за Валерия на этом этапе, то это значит, что никакого запрета властей на Ободзинского не было. И вступиться за него можно было вполне безопасно. А претензии к певцу со стороны корпоративных творческих союзов Богословского не волновали, поскольку сам он был в них весьма влиятельной фигурой и прекрасно понимал истоки этих претензий.

Поощрительная статья Богословского в "Советской культуре" открыла Валерию Ободзинскому ворота Москвы. В сентябрьском номере журнала "Кругозор" (1974) появляется новая статья Богословского о Валерии, которая анонсировала первую запись новообразованного тандема Богословский-Ободзинский- песню "Вечный вальс", а так же новую песню Тухманова "Я люблю" (в дальнейшем "Листопад").
Статья из "Кругозора" (1974).

"Листопад" стал очередным хитом Ободзинского, в отличии от "Вечного вальса", который стал просто рядовой песней в репертуаре певца. Эта ситуация просто подталкивала к сравнению двух композиторов с очевидным исходом подобного сравнения.
Думаю, Богословский это тоже хорошо понимал. И предпринятые им усилия в этом направлении вполне понятны и обьяснимы. Ободзинскому были выставлены условия для его дальнейшего существования в "московской музыкальной жизни": Валерий должен был работать только со строго очерченным кругом авторов.
И в этот круг не проходили Тухманов и Дербенев.
Взамен Богословский обещает Валерию всяческую поддержку на "Мелодии". И слова свое держит.

В конце 1974 года записывается и выходит первый совместный гибкий миньон "Валерий Ободзинский поет песни Никиты Богословского" (Г62-04371-2), а в следующем году он дублируется в твердом варианте.
Дальше Богословский пробивает для Валерия второй его диск-гигант "Любовь моя - песня" (С60-05847-48), куда входят 4 песни Богословских (отца и сына). И на эту же пластинку попадает одна, уже известная, песня Тухманова "Листопад". Больше ни одной песни Тухманова Ободзинский на "Мелодии" не запишет.
Следом появляется диск-гигант самого Богословского "Песни Никиты Богословского" (С60-06049-50) с двумя песнями в исполнении Валерия Ободзинского, которые только что вошли во второй диск певца.
В это же время Валерий записывает песни к новому фильму Зацепина-Дербенева "Между небом и землей". Песни из этого фильма выйдут отдельной пластинкой и на этом сотрудничество Ободзинского с Дербеневым (и с Зацепиным тоже) закончиться.

В конце 1975 года Ободзинский записывает гибкий миньон (Г62-05133-4 ) с тремя переводными песнями на слова О. Гаджикасимова. Это очень знаменательная пластинка для Валерия. Последнюю иностранную песню он записал на "Мелодии" 5 лет назад в 1970 году. Кроме того и последняя песня на слова Гаджикасимова была записана им тоже пять лет назад.
Именно 1975 год был самым удачным в карьере Ободзинского. Он отметился своими песнями на 9 миньонах и 2-х гигантах (в том числе одном сольном). Даже в предыдущем наиболее успешном 1970 году эти цифры составляли 8 и 2.
Валерий с полным основанием рассчитывал на такое же успешное развитие карьеры и в следующем 1976 году. Богословский, конечно же, заинтересованный в продвижении своих песен на ТВ вполне мог попытаться (а, может быть, и уже пытался) "протолкнуть" Валерия на ТВ.

Мог ли Богословский это сделать?
Думаю, да.
Чермен Касаев рассказал о похожем случае с "Ариэлем", а заодно подчеркнул влияние Богословского на Лапина:
Я был в командировке в Риге и часто встречался с Раймондом Паулсом. Раймонд мне однажды говорит:
"У нас на студии "Мелодии" записан замечательный ансамбль. Хочешь послушать?"
Я говорю:
"Конечно, хочу!"
И вот я услышал русские народные песни в исполнении "Ариэля". Я просто в восторг пришёл! Когда вернулся в Москву, начал думать, как подать их в эфир, знал, что Сергей Георгиевич не примет такую обработку народных песен. Тогда я пригласил к себе в студию близкого друга Лапина Никиту Богословского, дал ему послушать, и он, конечно, тоже был в восторге. Я говорю:
"Вот, Никита, пойди и скажи Сергею Георгиевичу, что ты слушал "Ариэлей" и тебе очень понравилось".
После этого всё пошло, как по маслу.


Это могло сработать и в случае с Ободзинским.
И по воспоминаниям некоторых людей подобный случай, действительно, был. На одном из телевизионных "Огоньков" (не новогодних) прозвучала песня Н.Богословского "Вечный вальс" в исполнении Валерия Ободзинского.
В общем и целом, перспективы у этого альянса были многообещающими. Но...

Второй диск Ободзинского появился в продаже в 1976 году. Он получился откровенно слабым- ни одного хита.
А в это же время появился очередной гигант Тухманова "По волне моей памяти". Суперуспешный диск. Лучший эстрадный диск, на мой взгляд, из записанных на "Мелодии". Тухманов становиться самым востребованным композитором.
Другой бывший коллега - Дербенев становиться главным создателем хитов среди поэтов-песенников.
На фоне успеха бывших соавторов провал диска "Любовь моя - песня" выглядит еще более катастрофическим.
Сам Валерий осознав это, делает попытку возобновить сотрудничество с Дербеневым. Однако бывший соавтор на это не пошел.

... по тем временам я помню – я сделал однажды ошибку – и я понял, как нельзя ошибаться в жизни творческого человека. Страшно ошибиться и пойти на поводу в творчестве. Это страшно. И я это на себе ощутил.
(Фрагменты беседы В. Белянина с Валерием Ободзинским -январь 1997 года).

Понимание своей ошибки и невозможность что-то исправить способствовала еще большим "загулам" Ободзинского. Авторы перестали предлагать ему новые песни, опасаясь за их судьбу.
На этом совместная работа Ободзинского и Богословского завершилась.

Продолжение