Лев Ошанин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Ошанин, Гаджикасимов и ошибка Сергея Дьячкова.

январь 2021

1

Впервые об этой газетной статье я услышал от Сергея Дьчкова в 2005 году. Я приехал к нему домой в Подольск, и мы долго беседовали в присутствие его жены о делах давно минувших дней. И среди прочего Дьячков рассказал, как он познакомился с Онегиным Гаджикасимовым, и как это знакомство отразилось на судьбе обоих:

-Самое главное, что сделал Слободкин, он привел на репетиции Онегина Гаджикасимова. Это живая легенда. Он тогда был редактором в Комитете по радиовещанию.
Онегин Гаджикасимов

Это была очень реакционная организация.Туда можно было попасть только по пропускам, но если о тебе выходила ругательная статья в газете, то пропуск тебе уже не выписали. Потом когда к власти пришел Лапин он всех их разогнал.Погорел и Гаджикасимов, а заодно погорел и я. Вместе с ним запретили и меня. Вышла жутко разгромная статья в "Советской культуре" Л.Ошанина о том что коверкается русский язык. После этого можно уже больше никуда не соваться. Это было в 1971 году.
Я знаком с Ошаниным. У меня с ним написано несколько песен. Он по идее человек очень добрый и поэт талантливейший. Его бесило, что некоторые люди таким образом делают деньги. Хотя и за саму поэзию ему тоже было обидно. Но если бы он видел какая сейчас поэзия,он бы умер вторично. В статье еще упоминались многие поэты.
Досталось там многим и особенно Гаджикасмимову. Полетели все. Размагничивали пленки по приказу Лапина...
А после празднования 100-летия Ленина закончилась вообще вся жизнь на эстраде.


Я очень давно хотел прочитать эту статью, чтобы понять насколько сильно она повлияла на те события, о которых говорил С.Дьячков.

Когда мне это удалось, то выяснилось, что статья Ошанина не была первой в этом ряду. Она стала продолжением темы, затронутой двумя неделями раньше на страницах газеты "Советская культура" в материале под названием "Из песни слова не выкинешь" (27 октября 1970 года) другого известного поэта Владимира Харитонова. И появилась она накануне совещания в Москве поэтов, работающих в жанре песни.
Суть её заключалась в следующем:

-... в статьях, в рецензиях на концерты, в официальных выступлениях всё чаще звучит тревога. Текстовики- так назовем их в отличии от поэтов- буквально пекут подтекстовки суперсовременных, ходовых, броских мелодий. Они заполняют "рынок"- текстовики плодовиты, им не надо подолгу обдумывать, вынашивать тему, им "излишне" изучать жизнь. Их пестро разукрашенные, бездумные поделки подчас выдаются за эталон современной песни, получаю широкий доступ в эфир, на концертную эстраду. Как они проникают через редакторские кордоны? Очень просто. Я приведу почти стенографическую запись своего диалога.
-Послушайте, - обратился я к музыкальному редактору,- ведь профессиональные поэты и композиторы просто не в состоянии как блины печь новые и новые песни. Откуда это повальное увлечение редакторов новинками во что бы то ни стало?
- Ну и что?-возразил мой собеседник.- У нас есть свои авторы, удовлетворяющие нашим требованиям, знающие специфику современной эстрадной песни и вкусы наших слушателей. Да мы часто и сами пишем новые песни. А механика сочинения современной эстрадной песни элементарна. Сначала изобретаешь мелодию, причем совсем неплохо, если в ней будут интонации народной или популярной в прошлом песни- так она легче запоминается. Потом зовешь подтекстовщика - он делает нужный текст, исходя из того, какая тема в данный момент модна. Наконец, инструментовщик делает всё остальное, одевая песню в наряд современной инструментовки. А потом вручаешь песню модному исполнителю... .


Из прочитанного становилось ясно, что Харитонова возмутила непонятно откуда взявшаяся новая плеяда поэтов-песенников и музыкальных редакторов, которые наводнили радио, ТВ и "Мелодию", и которые своими низкопробными поделками портили вкусы слушателей и дискредитировали саму поэзию. Казалось, что всё это он пишет от души:

- Хотелось сказать о самом больном в нашей работе, о том, что мешает сейчас тем, кто пишет песню от души, не славы и не заработка ради. А таких поэтов у нас не мало. Песни, написанные на их стихи, можно услышать и в Кремлевском Дворце сьездов и на сельской вечеринке. Они честно служат делу эстетического и политического воспитания народа... .

В общем правильные слова. Однако, если ты сам относишь себя к таковым, то какое тебе дело до тех, кто пишет ради славы и денег? Бог им судья. Ты не из их числа и делить тебе с ними нечего.
Или, всё- таки, есть чего?
В конце статьи Харитонова есть фрагмент, который заставляет усомниться в искренности всего выше изложенного:

-И на днях на совещании поэтов мы очень строго будем говорить о том, что делает в песне каждый из нас. Так, чтобы главным в нашей работе стало воспевания героизма нашего народа, его дел и свершений, его чувств и мечтаний. У нас есть прекрасные эталоны, достаточно назвать хотя бы песню, написанную В.Мурадели на стихи С.Михалкова "Партия-наш рулевой".

Даже не обсуждая сугубо художественные достоинства этой песни, даже признав, к примеру, что музыка и стихи прекрасны, считать эту политическую, узко специальную песню эталоном "героизма нашего народа, его дел и свершений, его чувств и мечтаний" можно только сильно погрешив против истины.
Тогда зачем этот неуклюжий пример присутствует в этой статье?

Раньше основными авторами песен были профессиональные поэты (члены Союза Писателей), которые на этом поприще хорошо зарабатывали за счет авторских отчислений за исполнение их произведений в эфире и на эстраде. Но вот, откуда-не возьмись, появились молодые поэты -любители, наловчившиеся писать тексты песен и ярче и моднее, чем прежние авторы. При этом они не были капризны и избалованы, прислушивались к любым пожеланиям, шли на любые исправления. И эта прыткая орава, как-то быстро оттеснила от всесоюзного эфира и с эстрады (а значит и от денег) тех, кто был там до них. И эти те, осознав, чем это им грозит, забили тревогу, прикрыв её высокими словами, и политической конъюнктурой. А за поддержкой обратились к политическому руководству страны, которое в своей реальной ("кухонной") жизни не в грош не ставили и всячески над ним насмехались. Что, впрочем, не мешало по любому поводу бежать к ним за помощью или за получением разных благ.

Владимир Харитонов

Пять лет спустя в 1975 году, к 30- летию Победы Владимир Харитонов напишет свою главную Великую Песню "День Победы", которая станет эталоном героизма нашего народа, его дел и свершений, его чувств и мечтаний.

PS

Забегая вперед, приведу один пример, который характеризует сложившуюся дальше систему взаимоотношений молодых и маститых авторов, с участием В.Харитонова.
Сначала рассказ Анатолия Никифорова о записи на диск его песни "Романс":

-История с этой песней была типичной для того времени. Изначально в ней были стихи нашего районного ленинградского парнишки. И когда ее выбрали для записи на альбом, то мне поставили условие...
На «Мелодии» был худсовет. Члены худсовета и поставили условие, что они берут эту мою песню, но текст там будет другой - члена Союза Писателей СССР Владимира Харитонова. Что мне было делать? Я конечно согласился. Текст был готов через два дня. Понятное дело, что мне текст не очень нравится.

Продолжение