Баллада о Запретах-2.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Баллада о "певце- разведчике".

(октябрь 2023).


Разбирал старые бумаги и нашел несколько интервью М.Звездинского конца 80-х годов. Там он утверждал, что работал в ВИА "Норок" и "Веселые ребята".
(газета "Московский комсомолец" )

Я покопался в этом вопросе и с удивлением увидел, что в сегодняшних материалах, доступных в Сети, ничего этого уже нет. Во всех более поздних пересказах Звездинский об этом не говорит, упоминая уже другие ансамбли: "Джокер" и "Фаворит".
Почему же тогда, когда были живы и М. Долган и П. Слободкин он это утверждать не боялся, а когда возможных свидетелей не стало, перестал это упоминать?

Михаил Звездинский.

Газета "Совершенно секретно" опубликовала статью Алексея БОГОМОЛОВА "Легенда «разведчика» Звездинского", где автор рассказал, как участвовал в создании вымышленной биографии певца.

В общем, это не стало чем сенсационным для сведущих людей, но в данном случае меня интересовал только один вопрос: почему в придуманную легенду были включены именно "Норок" и "Веселые ребята"?
К концу 80-х оба эти коллектива не имели сколько-нибудь существенного значения на советской эстраде. А слава ВИА "Норок" осталась в начале 70-х, когда он, вообще, прекратил своё существование.

В конце концов у меня сложилось ощущение, что Звездинский каким-то образом, все-таки пересекался и с "Норок" и с "Веселыми ребятами".
Не то, чтобы он там работал- это слишком! История этих двух ансамблей хорошо известна и персона Звездинский там никак не фигурирует. Но, возможно, были моменты, когда он находился где-то рядом.

А.Богомолов, рассказывая обстоятельства создания "легенды", говорит:

-Реальная биография артиста – а он рассказал мне довольно много о себе – была совсем непривлекательной: не одна, а четыре судимости, мутные и путаные воспоминания о детстве и юности, хронологические накладки. Я решил, что для успешного продвижения Звездинского на большую сцену ему необходим образ гонимого артиста, поэта-мученика, обиженного и оскорблённого потомка русских и польских дворян...
Несколько дней мы провели с ним в разговорах о прошлом, и я составил настоящую легенду, какую делают для разведчиков, работающих под чужим именем. В ней затейливо переплетались правда и вымысел, но зато все даты (всё-таки я историк) совпадали с реальными, все имена и названия были заучены Мишей наизусть, а все ситуации, о которых он упоминал, мы с ним по нескольку раз прорабатывали, дабы не было ошибок.


Этот рассказ только укрепил меня во мнении, что "легенда" Звездинский не придумана целиком, а, все-таки, основывается и на каких-то реальных фактах, которые определенным образом трансформированы.

В этом я убедился следующим образом. В одном интервью газете "Московский комсомолец" Звездинский рассказывает такой случай:

-Помню, в 72-м году я работал в Абхазии художественным руководителем московского варьете, а музыкальным руководителем был Пресняков-старший. А маленький Вовик бегал по залу, и ему, мальчику-красавчику с кудряшками, давали по 50, по 100 рублей, чтобы отнес в оркестр. Там пела его мама — Лена Преснякова.

Сам Владимир Пресняков-старший об этом рассказывал так:

-В 1972 году с апреля по ноябрь я работал в программе варьете в Абхазии, в Гаграх, в ресторане «Гагрипш». Надоела гастрольная жизнь, и я решил осесть на время у моря. Не помню, кто мне предложил поучаствовать в этой программе. Но была возможность поехать вместе с женой и с ребенком. Лена была солисткой, исполняла несколько номеров.
Руководителем этой сборной программы был наш конферансье. Звали его Михаил. В составе нашего сборного ансамбля были интересные люди. На барабанах играл Александр Симоновский. Он сам из Тулы, но позже лет 10 будет работать в ансамбле «Мелодия». На бас-гитаре играл Руслан Гудиев...
В нашем репертуаре преобладал кавказский шансон: «О, пальмы в Гаграх» и что-то вроде этого. Маленькому Володе было 4 года, но в силу того, что он не мог усидеть на одном месте, Вова ходил по залу и предлагал за рубль послушать, как он поет жалостливую песню. Ему давали рубль, и он пел:
- Граждане, купите папиросы! Подходи пехота и матросы!

Еще запомнилось, что встретили там Михаила Звездинского. Он был на отдыхе в Абхазии.


Вот яркий пример, как на основе случайного события создается красивая легенда.
Думаю, что и подоплека событий, связанных с Георгиади, "Норок" и "Веселыми ребятами", имеет под собой такую же основу.
Когда-то в телекабачке "13 стульев" был такой диалог:
-Правда, что вы выиграли в "Спортлото" 5 000?
Правда, но не в "Спортлото", а в преферанс, и не 5000, а 3 рубля, и не выиграл, а проиграл.

Мне стало интересно, где и как судьба Звездинский могла пересекаться с тремя упомянутыми выше персонажами. И вот, что из этого получилось.

Сначала, про Георгиади и "Норок".
Ксения Георгиади в нем не работала. В начале своей карьеры ей довелось выступать с ансамблем "Молодость" п/у Эдуарда Смольного.
Ксения Георгиади.

Имел ли Звездинский отношение к "Молодости", которая работала в Тамбовской филармонии?
Формально, нет, так как он работал в Москонцерте.
Однако в начале 70-х Смольный активно занимался организацией больших концертных программ, куда вербовал (на короткий период) артистов со всей страны. В том числе и из Москонцерта.
Вот так, в составе инструментального ансамбля, аккомпанирующего какому-то певцу или певице, в программы Смольного мог попасть барабанщик Звездинский.
В программах Смольного всегда участвовал и его ансамбль "Молодость". И там его и Георгиади мог увидеть Звездинский и, даже, подменять в случае необходимости, его барабанщика.
Ансамбль "Молодость".

С декабря 1970 года в программах Смольного стал работать и ВИА "Норок", который не только участвовал в них, как концертный коллектив, но и предоставлял остальным участникам для выступления свою аппаратуру. А некоторых случаях мог и аккомпанировал кому-то из солистов (той же К.Георгиади, например).
Вполне возможно, что этому стал свидетелем Звездинский, а через много лет остальное дорисовала фантазия.

С "Веселыми ребятами" картина вышла похожей.

Звездинский и Слободкин одногодки. Оба начинали работать в Москонцерте в составе инструментальных ансамблей на графике во второй половине 60-х. И, значит, вполне могли пересекаться.

Звездинский:

...Затем поступил в музыкальное училище, где учился по классу ударных инструментов. И в 18 аккомпанировал почти всем звездам того времени: Майе Кристалинской, Марку Бернесу, Гелене Великановой...

Павел Слободкин в свое время плотно работал с Бернесом и Великановой тоже. Так что, наверняка, они знали знали друг друга, и, возможно, даже работали вместе.

Поскольку Слободкин в конце 80-х стал утверждать, что создал ансамбль "Веселые ребята" в 1966 году, и , если Слободкин и Звездинский хоть в одной поездке работали вместе, то опровергать факт работы последнего в "Веселых ребятах" Слободкину было бы не с руки.

Это, что касается их знакомства вообще.
Однако, в статье утверждалось, что Звездинский работал у Слободкина в период, когда у ансамбля был "самый сильный состав".
Это уточнение относит нас к периоду 1974 года, когда готовился к выходу первый и лучший диск группы "Любовь-огромная страна".

В силу разных причин в этот период коллектив искал нового барабанщика.
Слово Геннадию Макееву (пришедшему в ансамбль в феврале 1974 года):

-Там многих пробовали. Приходили какие-то джазовые барабанщики. Они вообще никуда не годились. Они играли много, но когда человек поет, они вдруг, как залупят в тарелку, и человек слова забывает от неожиданности. Нельзя этого делать. Они были солисты, а барабан инструмент аккомпанирующий. А они пытались себя показать.

Напомню, что Звездинский был именно джазовым барабанщиком.
(газета "Московский комсомолец" )

Вот возможно, среди этих "пробовавшихся" и был и наш герой.
Как раз, в январе 1974 года его досрочно выпустили из колонии, и в поисках работы Звездинский мог попытатаься устроится в ансамбль к своему старому знакомому Слободкину.
Устроится не получилось, но по прошествии многих лет это событие стало основой для одной из страниц "легенды разведчика".

Всё вышесказанное- всего лишь мои предположения, которые позволяют хоть как-то обьяснить слова Звездинского о его работе в популярных ВИА "Норок" и "Веселые ребята".
Впрочем, не удивлюсь, если под этими словами "певца-разведчика" вообще нет никаких (даже таких незначительных) фактов.