Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Нам 10 лет!

январь 2016

27 ноября 2015 года нашему сайту исполнилось 10 лет! Как быстро летит время! Было желание как-то "по-семейному" отметить эту дату, но, как говорят в таких случаях, семейная лодка разбилась о быт. Надеемся, что 2016 год будет в этом смысле более благосклонным к нам.
За эти годы мы приобрели много добрых друзей и ощутили несколько тяжелых потерь.
Всех, кого мы потеряли, помним!
А теперь оглянемся назад и вспомним, как все это начиналось.
Жора.

В феврале 2005 года я написал на адрес, который нашел на старом сайте Сергея Дроздова. Написал о том, что есть возможность разместить интервью «золотого голоса» вокально-инструментального ансамбля «Синяя птица» в одном еженедельнике. Тут же получил согласие. Мы встретились на выходе из метро «Площадь революции», пошли в ныне не существующее кафе, где просидели пять часов. Сергей, его супруга Ирина, тогдашний директор и клавишник коллектива Сергей Арабаджи, мой друг - журналист Андрей Колобаев и я. Кумир моей юности оказался по сути довольно простоватым мужичком, который при этом сильно заикался. Сергей выпил за вечер чашек десять кофе и прикуривал одну сигарету за другой. Но было видно, что вспоминать все это Сергею очень интересно и приятно. И что меня особенно тронуло, это отношение к нему его супруги Ирины. Такого я просто не видел. Очки – пожалуйста! Сигарету – пожалуйста! Платочек – конечно! А некоторые моменты истории ансамбля «Синяя птица», фамилии Ирина помнила гораздо лучше Сергея, и всегда готова была подсказать.
Тогда история ансамбля «Синяя птица» не то, чтобы не выглядела цельной - ее практически не было. Сергей за пять часов общения рассказал эту историю. Но уже потом я понял, что это его взгляд на историю ансамбля. Руководители и создатели ансамбля братья Болотные видят все немного иначе.
К сожаленью, материал, который наговорил на диктофон Сергей, никуда не пошел. Для еженедельника не хватило жареных фактов, желтизны. Они отказались от публикации. Сайт popsa.info к тому времени зачах. Больше года готовое интервью с Дроздовым пролежало «на полке».
И вот в конце ноября 2005 года я вижу, что появился новый сайт – «Вокально-инструментальная эра». Создатель этого сайта Валерий Колпаков свел воедино все свои публикации и получилось довольно серьезное наполнение. Поначалу мне казалось, что сайт будет посвящен исключительно участникам вокально-инструментального ансамбля «Веселые ребята». Любимого ансамбля Валерия, впрочем, как и моего. Я написал Валерию на почту, получил ответ. Мы встретились на «Маяковке», пообщались. И интервью с Сергеем Дроздовым нашло свое место.
А дальше пошло-поехало.
Валера.

Сентябрь 2007 года. Мы знакомимся с Дмитрием Галицким. И не просто знакомимся. Встречаемся на «Черкизовской» и он везет нас (меня и журналиста Колобаева) в квартиру Анны Есениной на Щелковском шоссе. В ту самую квартиру, где последние годы прожил великий Валерий Ободзинский.
На следующий день мы также втроем поехали в гости к коллеге Димы – Андрею Белову, и там проговорили весь вечер. Из этих вечеров родились аж три материала. Два - для «Мира новостей (интервью с Анной Есениной и Дмитрием Галицким), и одно – для нашего сайта с Дмитрием. С тех пор мы с Димой – друзья. Я знаю его прекрасную супругу Ирину, его красавиц-дочерей, и даже троих внуков.
8 марта 2009 года. Я в Центральном Доме Художника на концерте одного из составов «Синей птицы», Того, который работал с Сергеем Дроздовым, но после конфликта они расстались. К этому составу сначала присоединился Валерий Ющенко, а потом и Дмитрий Галицкий. На этом концерте присутствует один из основателей ансамбля Роберт Болотный. И вот стоит Роберт Аронович у входа в гримерку, а от него не отходит один нагловатый товарищ. Просто не отходит и всё. И что-то говорит, говорит. Пришлось тоже лезть внаглую. Этим нагловатым товарищем оказался некто Сергей Соловьев. Именно тогда мы с ним и познакомились. Всегда говорил и продолжаю говорить: фотографии, сделанные Сергеем – это произведения искусства.
Сережа.

А с Робертом Болотным мы договорились встретиться через пару дней в кафе и пообщаться. В результате появилось два материала - для «Мира новостей» и для нашего сайта. Роберт всегда деликатный и тактичный, с ним очень легко и приятно общаться. Спустя пять лет мы совместно решили сделать еще один материал, уделив особое внимание именно созданию «Синей птицы».
Сумасшедшее лето 2010 года. Температура за сорок градусов. Спасение только одно – постоянно находится в помещении с кондиционером. Мы несколько раз разговариваем по телефону с бывшим гитаристом и вокалистом ансамблей «Акварели», «Добры молодцы» и группы Стаса Намина Николаем Румянцевым. В итоге мы договариваемся о том, что как только спадет жуткая жара, мы встретимся и пообщаемся для создания его страницы на сайте. Не довелось… Николай Румянцев, страдающий диабетом и прочими заболеваниями, не пережил то кошмарное лето. Жуткий удар!
Еще один музыкант, ушедший от нас за эти годы – Анатолий Мурыгин, солист и гитарист ВИА «Синяя птица». Человек удивительной судьбы. Родившийся в послевоенной Бельгии, живший в Австралии, и вернувшийся с семьей в СССР. Сюжет для кино! И хотя Анатолий жил в Калининграде, мы регулярно общались с ним по скайпу. Как же горько было узнать, что живший тихо и скромно человек, так же тихо и скромно ушел из жизни.
Как не вспомнить наше общение с Сергеем Беликовым? Яркий индивидуалист, одиночка, Сергей Григорьевич на все имеет свое мнение, свою точку зрения. Встретились мы довольно интересно. Сергей Беликов бросил свою машину у метро «Улица 1905 года», пересел в машину Сергея Соловьева, который и привез его в офис компании, где работает Валерий Колпаков. А я приехал ранее туда же. С шести часов вечера до начала первого ночи мы беседовали с Сергеем. Такого подробного интервью, думаю, у Беликова не было никогда, несмотря на всю его популярность. На обратном пути Сергей Григорьевич подвез меня до дома, так как ему было по пути. Запомнилось, что он несколько раз повторил:
- Многие считают меня сложным человеком. А я не сложный, я – профессиональный. И если положено с точки зрения профессионального отношения делать что-то именно так, то я буду делать именно так и этого же требовать от других.
Не помню от кого, кажется, от Валерия, я узнал, что в Москве Анатолий Могилевский. Как с ним связаться? Нашел какой-то контакт на его сайте. Позвонил. Представитель сайта дал контак непосредственно Могилевского. Интересный рассказ, интересная судьба.
А наши встречи с легендарным и, казалось, недостижимым Мехрдадом Бади? О нем вообще ничего не было известно. И вдруг Сергей Шалаев (бывший музыкант «Поющих сердец» и герой одного из интервью Валерия Колпакова) сообщает Валерию, что Бади в Москве. Приехал из Лондона. И дает номер телефона. Поскольку, это было время майских праздников, то встретиться с Мехрдадом получилось только у меня. Но через несколько дней мы встретились с ним еще раз. По той же схеме – привезли его в офис к Валере. Интересный человек, совершенно немыслимая судьба его родителей. Думаю, что интервью с легендарным певцом, участником записи альбома «По волне моей памяти», получилось, и читатели узнали много нового. Сейчас Мехрдад довольно часто бывает в Москве и работает в клубах. К сожаленью, пока не получилось побывать на его концерте, но все еще впереди.
Был такой ансамбль «Акварели». Его вроде бы знали все, но об этом ансамбле не было толком ничего известно. Общение с Валерием Беляниным, Александром Мухатаевым, Мариной Райковой (Румянцевой), Игорем Никитиным и Владимиром Михайловым позволило написать биографию ансамбля «Акварели. Тем более, что Мухатаев и Никитин стояли у самых истоков создания коллектива, а Марина Райкова пришла чуть позже. Два года ведущим солистом «Акварелей» был Валерий Белянин, которого сменил Владимир Михайлов, проработавший пять лет.
О последнем хочу сказать особо. Бывший солист не только «Акварелей», но и других ансамблей, вырос в композитора и автора многих произведений. Особенно примечательно, что Владимир пишет много детских песен. А еще хочу сообщить о таком факте, который характеризует Владимира Михайлова как человека. Летом 2014 года Владимир и бывшая солистка «Акварелей» Галина Крылова поехали на Николо-Архангельское кладбище, чтобы найти могилу руководителя «Акварелей» Александра Иогановича Тартаковского. Перерыв кучу книг по годам захоронений, они нашли участок и место могилы Тартаковского. Подойдя к могиле, они были в шоке. Запущенная могила, упавший памятник. Засучив рукава, они привели могилу и памятник в надлежащее состояние. Вот такая память, вот такие замечательные люди! С еще одним солистом «Акварелей» (не только «Акварелей», но и «Коробейников» и «Надежды») была связана и трагическая история. Замечательный музыкант, бывший клавишник и вокалист вокально-инструментального ансамбля «Надежда» Евгений Печенов очень хотел разыскать своих бывших коллег, с чем и обратился ко мне. Особенно его интересовал Евгений Гудков. При помощи телефонного справочника в Интернете я нашел несколько Гудковых, соответствующих по данным. Первые два номера – мимо, а третий оказался тем, что надо. Но я опоздал на полгода. Дочь Евгения Гудкова сообщила, что ее отец долго мучился болезнью ног, лег на операцию, после которой и умер.
Подобная история случилась и с Оксаной Селезневой, вдовой Валерия Селезнева, создателя ансамблей «Лейся, песня» и «Апрель». Мы с ней созвонились, договорились о том, что она расскажет все, что помнит. Но потом долго никто не брал трубку. И лишь через несколько месяцев я узнал от ее дочери, что Оксаны не стало.
Об ансамбле «Ровесники» практически не было никаких сведений. Было известно только то, что в нем работали впоследствии известные музыканты. Один из них – Тимур Миронов, участник шоу-группы «Доктор Ватсон». Тимур оказался очень добродушным, приятным человеком, с которым очень легко общаться. Он рассказал то, что знал и порекомендовал пообщаться с гитаристом Олегом Погожевым, который стоял у истоков создания ансамбля. Мы прекрасно пообщались с Олегом и получился очень хороший материал. Олег – удивительный человек, интеллигентный и абсолютно порядочный. А дополнил картину по «Ровесникам» Вадим Дейнис, записавший песню «Наташа» («Живет за речкой синею, за синею долиною…»), пожалуй, самую известную их песню.
Особо хочется сказать о питерских музыкантах. Первый, с кем я познакомился, был Валерий Ющенко. Он же мне потом дал номер телефона Владимира Васильева ( «Поющие гитары», «Добры молодцы», группа Стаса Намина, «Круг»). Интервью с Владимиром я очень горжусь. О тех фактах, которые изложил Владимир, тогда не было известно. Меня просто покорило, что Владимир помнит всё. Ни про один факт он не сказал: - Это я не помню. Очень интересный человек. Общались мы с ним по скайпу, а познакомились лично только в апреле 2015 года перед концертом их «Поющих гитар» в зале «Москвич». Владимир по-прежнему в отличной форме.
Владимир же мне порекомендовал пообщаться с Анатолием Никифоровым, когда-то работавшим в «Веселых голосах». Об этом ансамбле ничего не было известно, и Анатолий изложил свое видение его истории. А познакомились мы с Анатолием перед одним из юбилейных концертов Александра Розенбаума в Театре Российской Армии. Он долгие годы работал бас-гитаристом у Розенбаума. Анатолий, в свою очередь, порекомендовал пообщаться с бывшим клавишником ВГ Александром Лопаткиным. Александр хоть и живет в Казани, но я его отношу к питерским.
С Питером же связано и мое самое большое недоумение. Сделав большое интервью с гитаристом «Поющих гитар» и «Лейся, песня» Юрием Ивановым, я отправил его на согласование Юрию. Не знаю, что произошло, но Юрий вдруг отказался от всего, что рассказал. Сообщил, что ему ничего не надо, и он ничего не хочет. Я до сих пор в недоумении, хотя материал получился очень интересным.
Украшением наших публикаций стали материалы с солистками разных ансамблей. С Татьяной Анциферовой, Мариной Школьник, Наталией Косминской, и уже упомянутой Мариной Райковой (Румянцевой). Очень интересен был их женский взгляд на работу в окружении мужчин.
Об ансамблях «Красные маки» и «Крылья» очень подробно и интересно рассказал Илья Бенсман, об ансамбле «Здравствуй, песня» - Леонид Грабер. Об ансамбле «Поют гитары» рассказали Александр Колесников и Валерий Редько, а также Александр Нефедов, который больше известен по «Самоцветам». Александр и сейчас продолжает работать в четверке с Еленой Пресняковой, Олегом Слепцовым и Георгием Власенко. Георгий тоже рассказал о своем творческом пути и многих коллективах, в которых работал.
Очень долго я не мог найти бывших участников ВИА «Апрель». Но повезло, и я пообщался с Сергеем Колесниковым (он работал и в «Ровесниках») и Владимиром Белохвостовым. Выяснились очень интересные моменты истории этого коллектива. В частности, роль Талькова в развале ансамбля.
Когда я позвонил Николаю Воробьеву с просьбой рассказать о создании ВИА «Музыка», то получил отказ в категоричной форме. Про ансамбль «Музыка» нам рассказал нынешний барабанщик «Морального кодекса» Юрий Кистенев. Он же поведал про совершенно неизвестный «Метроном». Бас-гитарист того же «Морального кодекса» Александр Солич рассказал о своем творческом пути. Об ансамбле из Полтавы «Фестиваль» на нашем сайте поведал Виталий Зайков.
Информацию об ансамбле «Коробейники» мне удалось собрать только в 2015 году. Братья Семеновы, Сергей Горбачев, Александр Левшин рассказали практически всё об этом коллективе.
Также довелось встретиться с Дмитрием Законом. Пожалуй, самым успешным нашим соотечественником, который состоялся на Западе. Он рассказал про ансамбли «Шестеро молодых» и «Лейся, песня» 80-х.
О работе с Ободзинским, помимо других, мне рассказывали Илья Фойгель и Сергей Ухналев. Кроме того, Сергей рассказал о своем старшем брате – очень популярном певце Олеге Ухналеве.
Очень долго проработавший в «Добрых молодцах» Роман Власенко, рассказал о том, как ему удалось создать очень популярную рок-группу «Галактика». Роман Андреевич не покривил душой, не побоялся ни одного своего резкого слова в чей-то адрес. Редкий случай – он не выбросил из своего интервью практически ничего, не испугался испортить с кем-то отношения. Это смело и мужественно.
Помимо музыкантов мне посчастливилось пообщаться с авторами. С композиторами Олегом Ивановым и Теодором Ефимовым, с поэтом Валерием Сауткиным. К Валерию Вениаминовичу Сауткину мы с Сергеем Соловьевым приехали в два часа дня, а уехали в девять. Интереснейший рассказчик. Он нам поведал не только о своем творческом пути, но и о теории построении стиха, а также о своей довольно необычной книге под названием «Иуда».
И, наконец, встречи с мэтрами. Георгий Рубенович Мамиконов – основатель «Верных друзей» и группы «Доктор Ватсон». Уникальный человек с богатейшим багажом знаний. Коллекционер, любитель спорта. Я был в полном восторге, когда Георгий Рубенович показал мне уникальную фотографию. Хоккейный ЦСКА 1963 года с автографами всех запечатленных на этой фотографии. Мы познакомились с Георгием Рубеновичем на юбилейном концерте Игоря Иванова, в котором принимала участие группа «Доктор Ватсон». Честно говоря, сначала он не хотел даже говорить о каком-то интервью. Но после некоторых убойных аргументов, он дал согласие. Думаю, что он не пожалел об этом. Материал один из самых богатых и наполненных. Практически, основа для книги.
Александр Леонидович Клевицкий – художественный руководитель оркестра имени Силантьева. Им очень подробно была рассказана картина московского андеграунда конца 60-х – начала 70-х. Работал с различными коллективами и везде проявил себя ярчайшим музыкантом. А его сегодняшняя должность только подтверждает эти заслуги.
Михаил Владимирович Плоткин. Создатель ансамбля «Надежда», человек, своей административной работой выведший на новый, более высокий уровень, такие коллективы как «Веселые ребята» и «Самоцветы». Обладающий уникальным чувством юмора, он не боится быть смешным. А это признак большого Артиста. У Плоткина есть уникальная черта – он помнит добро. Поверьте, не всякому это свойственно.
Материал с Владимиром Петровичем Пресняковым состоялся благодаря Олегу Погожеву. И еще тому, что мы болеем за одну футбольную команду. Думаю, никому не надо объяснять за кого болеет Пресняков-старший. Все наши беседы обычно заканчиваются футбольной темой. Владимир Петрович – уникальный мелодист, который продолжает работать и записывать альбомы. Во время любой поездки на машине я обязательно ставлю какой-нибудь из дисков Владимира Петровича и наслаждаюсь его музыкой. Желаю Петровичу (впрочем, как и себе), чтобы наша любимая команда нашла свою игру, которая радовала бы глаз. Тогда и победы придут. И, конечно, новых творческих успехов!
Сережа, Валера и Жора.

В заключение хочу привести слова, практически, каждого нашего героя:
-Большое дело делаете, ребята. Хорошее. Спасибо вам!