Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Фирма "Мелодия" Михаила Шаброва... и не только.

октябрь 2022

2

Фирма "Мелодия".

В данной главе меня будет интересовать высказывания М.Шаброва о тех или иных аспектах работы фирмы "Мелодия", которые я буду комментировать.

Цитата:

-Для Добрынина, как и для других молодых и способных авторов, "Мелодия" была спасительным островком, где они имели возможность не только озвучить свои произведения, но и довести их до массового слушателя. В силу того, что "Мелодия" была, помимо идеологической, еще и коммерческой организацией, причем весьма прибыльной, - а деньги умели считать и при социализме, небольшие, но все-таки кое-какие цензурные и другого рода художественные или эстетические послабления были. Вернее, это были не послабления, это было маленькое разрешение на иную точку зрения, на иную, в отличии от общепринятой, или общенавязанной, художественную концепцию. Но этого маленького разрешения хватило, чтобы выпускать массовыми тиражами произведения авторов, от которых, как от чумы, было отгорожено радио и ТВ.

О том, что "Мелодия" была коммерческой организацией хорошо известно было и до высказывания Шаброва. Каждый, кто покупал пластинки в СССР, видел это собственными глазами и даже участвовал в этом. Все производственные предприятия в СССР были таковыми. В противном случае страна не смогла бы стать второй экономикой мира, и оставаться таковой до самой перестройки.
В силу этого факта, утверждение Шаброва, что коммерческий аспект предприятия давал ему цензурные послабления, выглядит вроде бы правдоподобно, но в реальности никакого отношения к действительности не имел.
Страна была построена на совершенно другой идеологической базе, где мерилом производственного успеха были не деньги, а количество выпущенной продукции.
Соответственно в производственной сфере цензура никакой роли не играла. Её там не было. Там были технические нормы, которые регламентировали параметры выпускаемой продукции. Более того, нарушение этих параметров в угоду любых словесных указаний карались вплоть до уголовного наказания.

Вернемся к "Мелодии".
Какие "художественные или эстетические послабления" были у неё в отличии от радио и ТВ никто внятно обьяснить не может. В том числе и Шабров. Какую, отличную от "от общепринятой, или общенавязанной, художественную концепцию, демонстрировал на "Мелодии" Добрынин тоже невозможно себе представить. Деятельность трех главных СМИ: радио, ТВ и "Мелодии" определяли группы редакторов, работавших в каждой из этих организаций. В зависимости от близости к той или иной группе, у исполнителя и появлялась возможность демонстрировать себя в том или ином СМИ. Особенно успешные "дружили" со всеми.
К таковым относился и Добрынин.
Шабров пишет:

-На записи первой пластинки "Веселых ребят" Добрынин познакомился и с Владимиром Дмитриевичем Рыжиковым... в период с 1968 по 1985 год на Всесоюзной фирме "Мелодия", где он был заместителем главного редактора студии- начальником эстрадного отдела.

Первая пластинка "Веселых ребят" записывалась в 1969 году, и в её записи Вячеслав Григорьевич не участвовал. Скорее всего, речь идет о записи первой песни Добрынина ансамблем "Веселые ребята", каковой была песня "На земле живет любовь" (слова Л.Дербенева). Запись эта была сделана в 1973 году.
Шабров о ней пишет следующее:

-Первыми песню «На Земле живет любовь» исполнили и записали на грампластинку «Веселые ребята». Грампластинка появилась в продаже в начале 1974 года, хотя запись была закончена в середине 1973-го, а сама песня написала в конце 1972 года. Хорошо, что в те времена круговорот песни в природе мог продолжаться несколько лет. Это объяснялось тем, что новых песен на душу населения в стране тогда сочинялось в несколько раз меньше, чем сегодня, по причинам, которые уже упоминались нами в этой книге. Кроме того, долгому круговороту песни в природе способствовало и то обстоятельство, что фирма «Мелодия» — в силу ограниченных производственных мощностей и технологических особенностей выпуска грампластинок, была не в состоянии быстро и в количестве, удовлетворяющем спрос, выпускать грампластинки с эстрадными новинками. Поэтому от момента записи песни до ее появления в продаже проходило не меньше года.

О некоторых аспектах этой песни рассказывал мне Геннадий Макеев.

Таким образом, знакомство Добрынина с заместителем главного редактора ВСГ- начальником эстрадного отдела В.Рыжиковым состоялось в 1973 году, а годом позже ему удалось познакомится со старшим редактором по рекламе фирмы "Мелодия" М.Шабровым. Ничего удивительного, что с 1975 года у композитора В.Добрынина на "Мелодии" начался "медовый период".

Однако бывший редактор фирмы "Мелодия" М.Шабров в своей книге пытается неудачно это опровергнуть:

На протяжении этих лет все, от кого это зависело, были за то, чтобы выпустить авторскую пластинку Добрынина: и фирма «Мелодия», и Управление музыкальных учреждений Министерства культуры СССР, курировавшее вопросы репертуарной политики фирмы.
Какие проблемы? Популярный автор, песни которого в репертуаре ведущих советских исполнителей. Последняя новость. Британский дуэт Питерс энд Ли записали его песню «Все, что в жизни есть у меня». В английском варианте песня называется «Love». Это, вообще, чуть ли не впервые, чтобы западные исполнители взяли в свой репертуар песню советского автора.
В коммерческом успехе пластинки Добрынина тоже никаких сомнений не было. Правда, это не самый сильный аргумент в ее пользу для отдела культуры ЦК КПСС, без согласования с которым ни одной пластинки было выпустить нельзя. Для отдела, прежде всего, было важно: отвечают ли произведения, записанные на грампластинки, задачам партии и до какой степени? Кто автор произведений? Каков его моральный облик? Не было ли в прессе критических статей о нем, о его творчестве: может, зазнался, подрался, не то сказал, не того похвалил, или наоборот, отругал. Но самое главное: является ли он членом Союза композиторов? Если не является, то и говорить не о чем. Нельзя, чтобы авторская пластинка, да еще формата «Гигант», была у автора, не состоящего в этой профессиональной организации. На то есть указание сверху. Хотя, казалось бы, отдел культуры ЦК, куда еще выше?
Самое поразительное, что никто лично своими глазами и ушами это указание не видел, не читал и не слыхал.
Указание-фантом. Но оно действовало. Впрочем, вся Система была фантомом.


И в этом фрагменте, как обычно, Шабров декларирует одно, а потом сам же это опровергает.
Смысл этой цитаты в том, что Добрынина на "Мелодии" работать не давали. Виной тому был "отдел культуры ЦК КПСС, без согласования с которым ни одной пластинки было выпустить нельзя".
Но при этом почему-то, отдел культуры ЦК КПСС ему единственному разрешил издать пластинку, где песни Добрынина поют зарубежные исполнители. Что-то тут не вяжется.

В действительности отдел культуры ЦК КПСС никогда выпуск конкретных пластинок на "Мелодии" не согласовывал. В противном случае следует считать, что своей безумной популярностью жанр ВИА обязан именно ему.
По этой же причине отдел культуры ЦК КПСС никаких препятствий Добрынину не чинил. Это фантазии.
Сам же Шабров ниже в этом отрывке пишет:
-Самое поразительное, что никто лично своими глазами и ушами это указание не видел, не читал и не слыхал.
Таким образом Шабров признается, что ни он сам, ни Добрынин и никто из их окружения этих запретов никогда не видел и о них не слышал.
И это не удивительно, потому что все это фантазии автора.
Что подтверждают и факты. За первые 6 лет у Добрынина на "Мелодии" вышло сначала 5 сольных миньонов, а потом вышел гигант. А так же бесчисленное количество его песен вышло на пластинках разных исполнителей.
Такой путь до выхода сольного гиганта был обычной практикой на "Мелодии".
К примеру, ВИА "Веселые ребята" до выхода первого гиганта выпустили 7 сольных миньонов. Точно такой же путь прошли ВИА "Поющиие сеердца" и "Голубые гитары". А ВИА "Лейся, песня" пришлось выпустить 9 миньонов, прежде чем вышел их гигант.

Гибкие пластинки (гнучки).

Особо хочу остановится на одной интересной теме, затронутой в книге Шаброва. Она касающаяся выпуска гибких пластинок.
Шабров:

-Владимир Дмитриевич Рыжиков вспоминал, что в доперестроечное время, особенно во времена застоя, вокально-инструментальные ансамбли спасали план Всесоюзной студии грамзаписи, где он тогда работал. Когда выполнение этого плана было под угрозой, то в срочном порядке, соблюдая, правда, кое-какие формальности, но фактически минуя худсоветы, выпускались гибкие грампластинки, в первую очередь с записями вокально-инструментальных ансамблей...

Тут следует отметить тот факт, что гибкие пластинки не проходили худсовет. Но здесь надо понимать вот что: все песни по отдельности, которые потом попадали на пластинки (и на гибкие в том числе) проходили худсовет. Иначе, они бы просто не были записаны и не попали бы в фонотеку фирмы. Но вот сами, уже готовые к выпуску, гибкие пластинки худсовет не принимал. В отличии от их твердых виниловых вариантов. И этот факт придавал гибким грампластинкам высокую оперативность их появления в продаже.

Шабров:

-Гибкие пластинки, выпуск которых был поставлен на промышленную основу... пользовались огромным спросом, в общем-то, по тем же самым причинам, что до них и рентгеновские пленки. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что идеологические партийные начальники были убеждены: вокально-инструментальные ансамбли, в основной своей массе, вместе со своими же песнями, к тому же еще сочиненными авторами не членами Союза композиторов СССР, если не вредны для социалистического общества, то во всяком случае представляют определенную угрозу процессу культурного воспитания и развития трудящихся масс, особенно молодежи. В связи с вышеизложенным, считалось нецелесообразным пропагандировать вокально-инструментальные ансамбли и их творчество в средствах массовой информации и, в первую очередь, по радио и телевидению.
И ВИА там почти не появлялись, или появлялись, но не с теми песнями, за которые их любили широкие трудящиеся массы и особенно молодежь и послушать которые они шли на их концерты и за которые покупали их пластинки, в том числе и гибкие. А может, в первую очередь, гибкие, потому что Всесоюзная студия грамзаписи, хотя и была организацией идеологической, как радио и телевидение, но с коммерческим уклоном, поэтому чтобы спасти ее материальное положение, а заодно и пополнить бюджет государства, ей негласно разрешалось выпускать на гибких пластинках (вещь недолговечная и некачественная) произведения, не отвечающие требованиям высоких задач, поставленных партией перед советским искусством в целом, разрешалось, потому что партии и государству нужны были деньги, и более, чем кому-либо.


В этой длинной цитате странным образом представлены в одном флаконе правда, вымысел и попытка, спустя много лет, перенести ответственность с больной головы на здоровую.
Влияние "идеологических партийных начальников" на ВИА жанр сильно преувеличены, как раз, стараниями таких авторов, как М.Шабров.
ВИА жанр- уникальное явление в советской музыкальной культуре по уровню распространения и популярности среди населения, повторить которое уже невозможно. По этой причине утверждать, что существовала установка не пропагандировать ВИА в СМИ, это такая же выдумка, как и утверждение, что в Великую Отечественную войну советский народ победил без участия и даже вопреки воли своего политического руководства.
Никакой "политической" установки "не пропагандировать ВИА", а тем более их как-то ущемлять, не существовало, в противном жанр никогда бы не добился такого успеха.
Боле того, если бы существовала установка не пропагандировать вокально-инструментальные ансамбли и их творчество в средствах массовой информации, то там они бы и не появились. Утверждение, что им было позволено появляться с "не теми песнями" звучит нелепо, потому что в этом случае запрету подвергаются только определенные песни, а не сами ВИА.
На ТВ и особенно на Радио ВИА были представлены во множестве. А фирма "Мелодия", где работал Шабров, так просто была рассадником этого явления. Если взять тиражи пластинок ВИА выпущенных на "Мелодии", то, наверняка, они превзойдут по совокупности тиражи всех остальных музыкальных исполнителей Советского Союза.
Огромные тиражи гибких дисков были обусловлены не какой-то их "идеологической свободой" по сравнению с виниловыми пластинками, а простотой их производства и дешевизной. А значит, возможностью в короткий срок выпустить необходимый тираж, который требовался для обязательного выполнения плановых показателей. В случае, если срывался выпуск виниловых дисков.
Утверждение, что на гибких дисках записывались "произведения, не отвечающие требованиям высоких задач, поставленных партией перед советским искусством в целом" является откровенной неправдой, потому что 99% популярных песен, записанных первоначально на гибких пластинках, потом были повторены на твердых носителях. И Шаброву это должно быть известно, лучше, чем кому бы то другому.

Шабров:

— Тиражи гибких пластинок с записями вокально-инструментальных ансамблей, — мы возвращаемся к рассказу Владимира Дмитриевича Рыжикова, — были миллионные. Доходы бешеные. По доходности, при низкой розничной цене, гибкая пластинка могла соперничать с водкой...

По поводу доходности этих пластинок на уровне водки, это тоже миф. В 1984 году выпуск гибких пластинок на "Мелодии" был прекращен (за исключением страниц для музыкальных журналов), чего никогда бы не случилось будь они столь доходными, как торговля алкогольной продукции в СССР.
Гибкие пластинки перестали выпускать, как раз, по причине падения спроса на них, из-за того, что радиопромышленность СССР к этому времени уже выпускала несколько десятков моделей высококлассных стереопроигрывателей.
Продолжение