Фонограмма на эстраде

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Фонограмма на советской эстраде.

(август 2025)

Фрагмент из интервью с Михаилом Плоткиным (2015):
Леня Белый приболел, а у нас гастроли в Оренбурге. Я решил отменить гастроли, но ситуация осложнилась тем, что все билеты на все концерты были проданы. И в Москву приехали на переговоры из дирекции Оренбургской филармонии со своей свитой. Уж как они меня уламывали. Пришлось «поднимать» Леню и везти в Оренбург. Под фонограмму тогда не работали.

Общаясь с разными артистами эстрады мне не редко приходилось слышать от них фразу, что в советское время фонограммы в концертной практике не использовались.

Так использовалась она или не использовалась?
Судите сами!

Алексей Пузырев (2005):
-Приходилось "Веселым ребятам" выступать под фонограмму?

-В 1971 году на "Динамо". Я тогда еще не работал в ансамбле, но на том концерте был. Это было позорище еще то, но все равно они там дали 11 концертов. Больше при мне такого не было.

Подробнее об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.

Александр Колесников (2014):
С Пугачевой работали в одной сборной программе в 1973 году в Ростовской области. Она еще тогда не была ПУГАЧЕВОЙ. Там же в программе работала и Лидия Андреевна Русланова. Она уже была в очень плохом состоянии, работала под фонограмму.

А Конников -главный режиссер Театра эстрады (1973):
Огромное количество зрителей, огромные площадки для выстраивания увлекательнейшего разножанрового театрализованного представления. Афиши пестрят именами самых популярных, известных, любимых артистов. А прокатываются зауряднейшие сборные концерты (с прологом и эпилогом). Да к тому же еще некоторые участники даже не утруждают себя- за них говорит, поет и играет фонограмма. Зато оплата стадионных зрелищ и происходящих во дворцах спорта концертов опять же "согласно приказа" Министерства культуры повышенная- две, а то и три ставки. Такой тариф, безусловно, мог бы быть оправдан, если бы для массовых представлений готовились специальные номера, требующие особой нагрузки, мастерства исполнения, а платить магнитофону так много-стоит ли? Тем более, что пока стадионные зрелища очень далеки от подлинного искусства.

Отметилась на этом поприще и группа "Цветы" в 1976 году.
Об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.

Игорь Дембовский (2011)
Начались выездные концерты, видимо, для поднятия настроения и пополнения скромного музыкантско-артистического бюджета. Проводились они на стадионах городов Московской области. Химки, Серпухов, Подольск, Электросталь… Они проходили под звуки магнитофонной фонограммы. И нам приходилось только старательно исполнять имитацию игры на инструментах и пения.
Тогда я впервые узнал и увидел, почувствовал сам и был задействован и непосредственно участвовал в этом нахальном действии. То есть, обмане зрителей, под названием: "пение под фанеру" ! Но тогда это считалось прогрессивным и удобным веянием, об этом замалчивалось и особо много не говорилось…

В конце лета 1979 года, перед отлётом в Кемерово на гастроли, у меня с Киселевым случился небольшой конфликт личного порядка. Поэтому я ушёл из коллектива и пошёл работать в ресторан. Был потом большой концерт в Колонном Зале Дома Союзов, где "Земляне" выступали, но уже без меня. Там Игорь Романов имитировал исполнение "Коня", раскрывая рот.

Алексей Милославский (2008):
-Витя Рафаэлов... После ухода Роксаны Бабаян он под записанную Роксаной фонограмму исполнял роль Бабы Яги (в женском костюме и с клюкой, разумеется) ...

Из истории ВИА "Сябры":
-Валентин в некоторых концертах частично использовал фонограмму. Ярмоленко использовал этот аргумент, чтобы избавиться от Бадьяровa и самому возглавить уже состоявшийся стараниями Бадьяровa коллектив.

В 1983 году работа под фонограмму была одной из претензий к концертам ВИА "Лейся, песня" на страницах газеты "Советская культура".
Об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.

Иоаким Шароев (народный артист СССР, режиссер эстрады:
-Торжественный театрализованный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Огромное число исполнителей — танцевальные коллективы, артисты театров, кино, эстрады, цирка, симфонический и духовой оркестры, детские ансамбли. Словом — вавилонское столпотворение. Есть в концерте лирический эпизод — «Песни о Москве». В нем с одним куплетом из какой-либо песни о Москве выступают звезды — Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон... Кульминация эпизода — выступление Леонида Осиповича. Он долго не соглашался (плохо себя чувствовал), да и не очень стремился в эту компанию с молодыми: к тому времени уже прекратил свои выступления. Но я все-таки уговорил его. Тогда он поставил условие — выступит только под фонограмму! Мы, конечно, согласились — участие Леонида Осиповича украшало концерт.

Анциферова (2013):
-Кстати, говоря, с «Седьмым океаном» я работала концерты во Дворце Спорта в Лужниках. А когда мне не с кем было работать, то я работала под фонограмму. Но это был не полный минус, а с голосом, втопленным в фонограмму. Нужно было сверху накладывать очень точно свой голос. И появлялась какая-то глубина голоса. Но в тогда были другие времена и такое было не принято. В 1982 году в летнем театре ЦПКиО конферансье Олег Милявский даже отказывался меня объявлять. Считал, это оболваниванием слушателя.

Да я и сам был тому свидетелем в 1982 году:
"Самоцветы" начали свой концерт песней Ю.Антонове "Жизнь" из т/ф "Берегите женщин". По итогам января 1982 года эта песня занимала 1 место (газета "Московский комсомолец"). Слова песни разобрать было чрезвычайно сложно, то ли из-за плохой акустики зала, то ли по вине звукооператора. "Жизнь" была исполнена под фонограмму и по этому поводу даже произошёл маленький ляпсус."Самоцветы" в конце песни, не заметив, что оператор стал плавно убирать громкость, продолжали с энтузиазмом делать вид, что играют. И только после краткой заминки перестроились и всем своим видом пытались нас убедить, что уменьшение громкости, это их заслуга.


В использовании фонограммы в концертной деятельности не было ничего необычного. Технический прогресс неизбежно должен был упростить труд артиста, и с появлением магнитофонов так и произошло. Слишком очевидны были выгоды.
Ровно так же это случилось на ТВ, когда прямой эфир был официально заменен на запись. Правда, это прямое следствие технического прогресса, перестроечная пресса в лице "сбесившихся гуманитариев" поставила в вину Председателю ГТР С.Г.Лапину.

Другое дело, что случаи использовании фонограммы в "живой" концертной деятельности были скорее исключением, и явно не поощрялись руководством советской культуры. Даже наоборот, так создателя "Сябров" Валентина Бадьярова руководство Белорусской госфилармонии убрало из коллектива, вменив ему в вину использование фонограммы на концертах, а руководством Кемеровской филармонии ВИА "Лейся, песня" в 1983 году был снят с гастролей и посажен на репетиционный период.
Важно еще отметить, что редко, когда фонограмма целиком заменяла живое исполнение, чаще она служила "позвучкой" в виде дополнительных инструментов или голосов.