Чермен Касаев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


ГосТелеРадио СССР и Чермен Владимирович Касаев

ноябрь 2022

3

3. Вадим Мулерман.

Чермен Касаев:

До моего перехода на телевидение это было. Насколько мне известно, Мулерман сам пошел к Лапину, когда его стали вычеркивать из программ. В то время прошел слух, что Мулерман собирается уехать, и, чтобы это предупредить, его перестали давать в эфир. Но если ты собираешься говорить с Лапиным, формулировки должны быть очень осторожными и чёткими. Если что-то не так ляпнул - всё, он тебя похоронит. Мулерман пришёл к нему и говорит: "Меня снимают с эфира. Говорят, что Вы запретили". - "Кто Вам сказал?" Мулерман растерялся: "Я не могу Вам сказать". - "Вы что, сплетни собираете? Я не собираюсь с вами больше разговаривать". Все! Больше Мулермана на телевидении не было.
Вадим Мулерман в фильме "Спискок Лапина.Запрещенная эстрада" .

В фильме "Спискок Лапина.Запрещенная эстрада" Вадим Мулерман говорил, что Лапина он видел только один раз. Однажды он случайно оказался на каком-то приеме, где был Лапин. И там Мулерману его показали. Вот и все общение Мулермана с Лапиным. То есть, никакого разговора Мулермана с Лапиным никогда не было.
Если подобный вымысел, на полном серьезе излагает человек долго с Лапиным работавший и знавший его лично, то что взять с тех, кто никогда Лапина не видел?
А откуда же пошел этот слух?
В том же фильме есть эпизод с участием певицы Вероники Кругловой, на момент тех событий она была женой Мулермана. И вот она говорит:

-Я с ним (Лапиным) разговаривала по телефону. Мулерман меня заставил... И когда я сказала:
-Я видела список за вашей подписью... запрещенных артистов... В том числе Мулерман и я. И вот я хотела бы спросить, почему?
И вот он сказал:
-Да вы что? Никаких списков нет. Я никаких таких бумаг не подписывал. Значит, вы знаете больше, чем я. Какие могут быть к вам претензии? Если вы будете соответствовать нашим нормам, то милости просим.
Я говорю:
Ну почему же я вдруг перестала им соответствовать? Всё время соответствовала.
-Я не знаю. Это с редакторами решайте.

Вероника Круглова в фильме "Спискок Лапина.Запрещенная эстрада".

Дальше в фильме идет закадровый текст:

-Тот самый список, о котором шла речь в телефонном разговоре однажды показали Вадиму Мулерману. Об этом списке, или как его называли приказе, ходили легенды.
Дальше говорит Мулерман:
-А что за приказ?
И мне одна женщина редактор, показывает список запрещенных... Даже не запрещенных, а не желаемых артистов на ЦТ.


И таких легенд по поводу этого приказа-списка в рассказах "обиженных" артистов великое множество. Но всё это фантазии. Лапин никаких таких приказов-списков не издавал. Сегодня еще живы многие из редакторов Радио и ТВ и никто из них такие приказы-списки не показал, и не говорил об их существовании. Более того, существуют прямые свидетельства "телевизионных" людей, которые утверждают, что ничего этого не было.

Анисим Гиммерверт.
Окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского (1961). С 1967 года работал на телевидении. Редактор главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения.Среди программ над которыми работал А.А. Гиммерверт — Песня года, Голубой огонек, Политическая песня мира. Автор программ о Козине, Юрьевой, Вертинском, Строке, Лещенко и других.
Анисим Гиммерверт.

Он написал очерк "ПОРТРЕТ НА ФОНЕ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ" о Главном редакторе Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения Нине Григорьянц, под началом которой работал долгое время. И там есть такой фрагмент:

-Лапин слыл не просто антисемитом, а антисемитом воинствующим. Да и воинство он собрал вокруг себя, которое готово было выполнить любое его повеление. Сказал бы устроить погром — оно бы его устроило. Впрочем, погромы эти устраивал он сам. Из телевизионной эстрады были изъяты все «лица еврейской национальности». И неважно, что это были исполнители очень популярные. В передачи не позволялось брать Эмиля Горовца, Нину Бродскую, Ларису Мондрус, Вадима Мулермана, Майю Кристалинскую. Оставался один Кобзон. Лапин ему благоволил — Иосиф Давыдович уже в ту пору мастерски пел гражданские и патриотические песни, чем покорил сердце Сергея Георгиевича.

Конечно, никаких письменных и даже устных распоряжений на этот счет Лапин не отдавал, он просто вычеркивал неугодные имена из программ, особенно - праздничных.


Откуда же пошли мифы про "лапинские запреты"?
Они пошли от самих работников радио и ТВ. В большей степени- от редакторов.
Для понимания ситуации, представим себе такой случай. В музыкальной редакции готовится очередная передача, например, "Голубой огонек", в которую мечтали попасть ВСЕ артисты Советского Союза. Уже написан сценарий, определены ведущие, назначен музыкальный редактор, режиссер, администратор. А есть еще главный редактор музыкальной редакции, который всех этих людей назначил. Все эти люди прямо влияют на то, какой будет будущая передача. У каждого из этих людей уже есть сложившийся круг знакомых артистов, которые всеми правдами и неправдами очень долго добивались знакомства с этими "влиятельными на ТВ людьми". Именно для того, чтобы через них попасть на телеэкран.

И вот каждый из этих "влиятельных", готовя будущую передачу прикидывает, кого из "своих" он может протолкнуть в неё. Допустим, в передаче (по сценарию) планируется участие 20 артистов. На уровне подготовки, формально, главное слово за главным редактором, но он делает передачу не один и потому, ему приходится учитывать и "интересы" своих коллег. В итоге творческая бригада вырабатывает какой-то компромисс: столько-то "заслуженных" артистов и столько-то новичков (тоже из "блатных"). Начинается работа. Все будущие участники -артисты уже знают, что попали в эту программу. Общий ход съемок будущей передачи контролирует главный редактор музыкальной редакции. Если ему что-то (или кто-то) не понравится, то он вправе изменить сценарий.

Кроме того, на ТВ есть ряд высоких должностных лиц, которые не связаны напрямую с производством этих программ, но, которые, если попросят за кого-то из артистов, то отказать им творческая бригада не сможет. Это касается всех зампредов Председателя ГТР. И даже таких персон, как главбух ТВ, начальник отдела кадров или начальник режимного отдела и пр. Любой из них, если обратится к главному редактору с просьбой включить в программу какого-то конкретного артиста, вряд ли, получит отказ.
Таким образом, если сверху поступает просьба включить в программу "огонька" артиста, который там не запланирован, то сначала убирают новичков. При этом главный редактор не будет говорить своим подчиненным, что их протеже убрали, чтобы включить другого по просьбе главбуха или даже зампреда или если, об этом попросила главного редактора его жена. Он скажет, что меня вызвал Лапин и сказал- убрать из программы такого-то.
Дело в том, что кто-то из этой творческой бригады вполне может спросить между делом у главбуха или даже у зампреда (эти люди были доступны для общения внутри ТВ), почему тот просил заменить того или иного исполнителя вопреки утвержденному сценарию?
А вот к Лапину с подобным вопросом ни один человек НИКОГДА не обратится, настолько он был недосягаем для большинства работников ТВ, не говоря уже о тех, кто там не работал. И значит, ссылка на Лапина, позволяла избавиться от любых неудобных вопросов и не иметь последствий для себя лично от "обиженного" артиста.

И подобным подходом пользовались все, даже на самом низовом звене. Например, редактор отобрал 20 артистов, которых он планирует в программу. А у него знакомых артистов 50 и все хотят туда попасть.
Кого он выберет?
Кто больше заинтересует, того и выберет. А что он скажет остальным?
Остальным он скажет, что Лапин ЛИЧНО отбирал артистов в программу.

Представим такой случай.
Молодого артиста (предположим, Леонида Бергера) взяли в программу по рекомендации, скажем, музыкального редактора. Его даже успели снять на ТВ. И тут к главному редактору обращается, например, зампред ГТР и просит включить в готовящуюся программу солиста Большого театра Евгения Райкова. Отказать нельзя, но все вакансии в программе уже заполнены.
Как быть?
Надо убрать кого-то из новичков. Бергер подходит для этого как нельзя лучше. Главный вызывает музредактора и говорит ему, что Лапин просмотрел рабочие материалы и велел убрать Л.Бергера.
Теперь это головная боль музредактора: как сказать Бергеру, что его исключили из программы и при этом отвести от себя все стрелки?
Он скажет Бергеру, что его вычеркнул лично Лапин. А поскольку всем известно, что Лапин антисемит, то и дальше скажет, что Лапин вычеркнул Бергера из-за его еврейской фамилии. При этом еще и посоветовал её сменить. И это будет железный аргумент, не вызывающий сомнений у Бергера.
Решение о замене может принять и сам музыкальный редактор. Например, при окончательном монтаже программы, заменить одного "своего" артиста" на другого и тоже "своего". При этом он так же сошлется на Лапина.

А теперь фрагмент моего разговора с Бергером в 2017 году.

-Что стало причиной Вашего отьезда?

Тухманов написал для меня песню «С полуслова, с полувзгляда» и ее сняли для новогоднего огонька в 1971 году на ТВ. Но за несколько часов до передачи мне сказали, что ее вырезали по приказу Лапина. А я очень рассчитывал на эту песню. И Тухманов, кстати, тоже. Эта песня должна была стать моим творческим стартом. Для меня это было сильное разочарование. Хотя, если честно, то на Запад я уже был настроен давно. За 10 лет до это в Австралию уехала моя сестра, потом туда уехала и мама. И они меня давно уже уговаривали. Однако, сначала я был категорически против. Я работал в ВР, у меня складывалась перспективная карьера, которую я предполагал делать здесь. Но вот этот ТВ облом стал той каплей, которая переполнила чашу, и я решил что - пора. Я знал, что ТВ для меня закрыто. Лапин выпустил закрытой приказ, где был список из несколько человек: Мондрус, Мулерман, Ободзинский… я, которых было запрещено показывать на ТВ.

-А откуда Вы узнали об этом приказе?

Сейчас уже не помню. Сказали люди то ли «близкостоящие», то ли слышавшие от «близкостоявших».

-Я занимаюсь этой темой давно и ни от кого о подобных приказах не слышал. Читал мемуары некоторых деятелей ТВ и там они прямо говорят, что подобных списков не было. Были устные пожелания руководителей разных уровней, которые высказывали свои предпочтения. А так все решали редакторы. Что касается вашего случая. Лапин пришел на ТВ 17 апреля 1970 года. То есть, на тот момент он работал около полугода. Его главной задачей была правильное освещение политической жизни. И он физически был не в состоянии руководить (то есть просматривать) все материалы. А самое главное, что если бы такой запретный список существовал, то вас бы редактора просто не стали снимать для Огонька. Однако, вас же сняли (время потратили, студию заняли и т.д.) и только из окончательного варианта программы убрали. То есть причина была не в вас.
-Скажите, а к тому времени у вас были какие-то связи, знакомства на ТВ?

Нет. Я еще только входил в эту среду. Мне надо было накопить определенный творческий багаж и в процессе этого обрасти нужными связями.


А теперь фрагмент интервью Чермена Касаева:

Помню кто-то из руководителей попросил заснять солиста Большого театра Женю Райкова. Зампреду я отказать не мог. Когда мы сдавали программу, Лапин поморщился: "Что такое? Какой ужас! Как вы могли пригласить такого певца?" Зампред молчит, получается, что это моя инициатива. И вдруг его зам говорит: "Что же делать, Сергей Георгиевич? У каждого свои музыкальные пристрастия. Вот вы любите Анну Герман, а кто-то любит Райкова".

Вот так и пошла гулять сказка, что Лапин сам просматривает все передачи перед выходом в эфир.
В фильме "Сергей Лапин. За железной маской" есть такой эпизод. К Лапину пришли В.Фалин (зам.зав. отделом ЦК КПСС) и Замятин (гендиректор ТАСС) и предложили сделать на втором канале еще одну информационную программу, кроме программы "Время", которая шла по первому каналу. Лапин отказался, сказав, что для того чтобы она пошла в эфир, он должен будет её предварительно просмотреть. А он может просмотреть только одну такую программу, на вторую его уже не хватит.

Лапин жестко контролировал только важнейшие общественно-политические передачи, все остальное он смотрел выборочно. В книге "Неподведенные итоги" Эльдар Рязанов, которому приходилось встречаться с Лапиным, рассказывает такой случай:

-Нам дали разрешение — печатать копию на одну пленку. После этого оставалась последняя инстанция — просмотр фильма Мамедовым, первым грозным замом Лапина. Сам министр, как правило, не смотрел развлекательные передачи и фильмы. Он держал руку на пульсе высокой политики — трансляции правительственных мероприятий...
Окончание