Запись легендарного альбома.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Моя история "Любви"-2.

(май 2022)
1

От автора.
С момента написания первой части прошло четыре года и некоторые вопросы, изложенные в ней уже не кажутся мне убедительными. Так бывает часто и потому появилась вторая часть.
Первую часть можно прочитать ЗДЕСЬ.




Начнем с самого начала.
Пластинка "Любовь-огромная страна" (для краткости ЛОС) имела индекс (не номер, а индекс, именно так было принято на "Мелодии")- 5459-60. В журнале "Мелодия" №2-1984 приводится таблица, где указаны индексы первых сторон грампластинок (ГП), выпущенных в начале соответствующего года (с 1961 по 1984 год).
1974 год начинался с индекса 4593, 1975 с -5507. Следовательно, ГП выпущена в конце 1974 году.
Однако, здесь следует пояснить одну существенную деталь. Слово "выпущена" здесь не совсем уместно. Ибо в нашем обывательском понятии "выпущена"-это попала в продажу, а здесь имеется ввиду, что она вышла из стен Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ) в виде лакового диска. Поэтому в данном случае точнее будет сказать "записана на лаковый диск". Для простоты будем считать это "датой записи диска".
Фирма "Мелодия" - предприятие многопрофильное, куда входили студии звукозаписи, заводы, выпускавшие пластинки и кассеты, Дома грампластинки (оптовые предприятия торговли, распределяющие грампластинки и компакт-кассеты по магазинам страны) и фирменные магазины.
Первоначально в студии запись любого артиста делается на магнитную ленту. Студии эти могут находиться в любом городе СССР. Затем все студии свои записи отправляли в Москву на ВСГ. Уникальность ВСГ была в том, что только здесь Худсоветом (после прослушивания и обсуждения) принималось решение о выпуске той или иной ГП. Если Худсовет давал "добро", запись переносилась на лаковый диск, с него в дальнейшем будет снята никелевая копия, с которой и будет отпрессована грампластинка.

Таким образом, процедура подготовки новой пластинки в общих чертах выглядит так.
Сначала записывается весь музыкальный материал будущего диска. Потом из него редактор компонует трек-лист будущего диска и готовит фонограмму будущей пластинки. Эту фонограмму он выносит на худсовет студии. После её принятия фонограмма переносится на два лаковых диска (для первой и второй сторон записывают отдельный диск, поэтому каждая сторона имеет свой индекс). Дальше эти диски передаются в гальванический цех ВСГ (или на Апрелевский завод грампластинок, который тоже имел гальванический цех), где с них снимают никелевые копии-негативы. С этого негатива делают еще две копии-позитив и негатив. Позитив идет в ОТК, где его, как обычную пластинку, прослушивают на предмет брака. Если все нормально, то на никелевые матрицы наносился индекс, и они шли в прессовый цех. Печатали диски с только с никелевых негативов. С позитива гальваническим способом опять снимали копию, получая негатив.
После того, как запланированный тираж отпечатан на заводе, его отравляют в территориальные Дома грампластинок, которые и распределяют их по торговым точкам.

В книге "Вячеслав Добрынин. Доктор Шлягер" её автор Михаил Шабров писал, что от момента записи песни до ее появления в продаже проходило не меньше года. Шабров приводит такой пример, касающийся, как раз, нашей темы.

-Первыми песню «На Земле живет любовь» исполнили и записали на грампластинку «Веселые ребята». Грампластинка появилась в продаже в начале 1974 года, хотя запись была закончена в середине 1973-го, а сама песня написана в конце 1972 года. Хорошо, что в те времена круговорот песни в природе мог продолжаться несколько лет. Это объяснялось тем, что новых песен на душу населения в стране тогда сочинялось в несколько раз меньше, чем сегодня, по причинам, которые уже упоминались нами в этой книге. Кроме того, долгому круговороту песни в природе способствовало и то обстоятельство, что фирма «Мелодия» — в силу ограниченных производственных мощностей и технологических особенностей выпуска грампластинок, была не в состоянии быстро и в количестве, удовлетворяющем спрос, выпускать грампластинки с эстрадными новинками. Поэтому от момента записи песни до ее появления в продаже проходило не меньше года.

Шабров с 1969 года был штатным работником фирмы "Мелодия", пройдя путь от старшего редактора по рекламе до начальника отдела по контролю за формированием репертуара — ответственного секретаря художественного совета фирмы. То есть, он знал предмет (или какую-то его часть) достаточно хорошо, поэтому давайте исходить из его утверждения про год.

А теперь вернемся к диску "Любовь- огромная страна". Нам необходимо зацепиться за какую-то известную дату, чтобы от неё плясать.
Таковой можно считать март-апрель 1974 года, когда "Мелодия" выпускает миньон (Г62-04059-60 ) "Веселых ребят" с тремя песнями из будущей пластинки:
1."На перекрестке" (Дж.Фогерти)(на английском языке).
2."На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
3."Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев).
В аннотации на диске было прямо написано:
-Песни, записанные на этой пластинке, войдут в новый большой диск ансамбля - "Любовь-огромная страна".
Г62-04059-60


Тот факт, что диск анонсируется уже с определенным названием, позволяет думать, что весь музыкальный материал для него уже не только записан, но и его трек-лист утвержден худсоветом "Мелодии". Остается только производственный цикл завода-изготовителя и логистика до магазина. Обычно, это полгода (два квартала).
Сегодня мы знаем, что последние песни, вошедшие в будущий диск, были записаны в ноябре 1973, и, значит, следуя логике Шаброва, диск должен был попасть в магазины в конце 1974 года. Вышеприведенный миньон укладывается в этот период, но в реальности диск попал в торговлю только через полгода -летом 1975.
Почему?

Посмотрим, что было записано в 1972 году:

- «Песня, моя песня» (О. Иванов - П. Леонидов)
- «Как прекрасен этот мир» (Д. Тухманов - В. Харитонов)- вок. группа
- "Песня деревенского почтальона" (А.Зелинский – русский текст В.Дюнина)
- "День без выстрела" (Д.Тухманов – М.Дудин)
- "Малоярославский шейк" (П.Слободкин, Л.Гарин - Ю.Цейтлин)
-"Баллада об отце" (Джордже Марьянович - русский текст Олега Милявского)
-"Про комара" (русская нар.)
-"Парень простой" (П.Слободкин - В.Дюнин)
-"Васильки" (П.Слободкин - Л.Дербенев и П.Леонидов)
-"Расставание" (С.Дьячков, П.Слободкин – П.Леонидов)
-"Верю, верю я" (Ю.Антонов - В.Дюнин)
-"Если любишь ты" (Ю.Антонов -Л.Дербенев)
-"Любовь – дитя планеты" (Д.Тухманов - Е.Евтушенко) -вок. группа
-"Любовь – дитя планеты" (Д.Тухманов - Е.Евтушенко) -ансамбль
- «Варшавский дождь» (Д. Тухманов - В. Сергеев)
-"Двенадцать месяцев" (Ю.Антонов – Т.Сашко)
Итого 16 песен, из них 7 вышли на пластинках.

1973:

-"Где же ты, мама?" (А.Жеро – русский текст В.Дюнина).
-"На перекрестке" (Дж.Фогерти)(на английском языке).
-"На лесной поляне" (Дж.Фогерти - русский текст В.Дюнина).
-"Ну, что с ним делать?" (Ю.Антонов -Л.Дербенев)
-"У той горы" (Д.Тухманов - В.Харитонов)- вок. группа
-«Чернобровая дивчина» (Р. Мануков - Т. Сашко)
-"Дом горит" (русская нар.)
-"Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев).
-"На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
-"Телефонная связь"/"Третий день" (Ю.Антонов – П.Леонидов).
-"Любовь - огромная страна" (Б.Рычков - Л.Дербенев).
-"Отчего" (Ю.Антонов – Т.Сашко).
- "Наша песня" (В.Гамалия - М.Танич).
- "Качели" (С.Дьячков - Л.Дербенев).
-"Вечная весна" (Д.Тухманов - И.Шаферан) -А.Барыкин
-"Что такого?" (П.Слободкин - Л.Дербенев).
- "Я к тебе не подойду" (Д.Тухманов - Л.Дербенев, И.Шаферан).
-"Это Москва" (Д.Тухманов - Л.Дербенев, И.Шаферан) -вок. группа -"Новгородский пир" (А.Лерман).
-"А мне-то зачем?" (П.Слободкин - Л.Дербенев).
-"Скорый поезд" (Д.Тухманов -В.Харитонов).
-"Всегда вдали" (Е.Адлер - Л.Дербенев).
Итого 22 песни, из них 9 вышли на пластинках.

На выбор для новой пластинки в конце 1973 года было около 40 песен. Из них сразу выпали песни на стихи Павла Леонидова, который подал документы на выезд из страны.
Предположительно, для диска ко второму кварталу 1974 года были отобраны следующие песни:
1."Отчего" (Ю.Антонов – Т.Сашко)
2."На перекрестке" (Дж.Фогерти)(на английском языке).
3."На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
4. "Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев).
5."Любовь - огромная страна" (Б.Рычков - Л.Дербенев).
6."Что такого?" (П.Слободкин - Л.Дербенев).
7."Скорый поезд" (Д.Тухманов -В.Харитонов).
8."Качели" (С.Дьячков - Л.Дербенев).
9."Я к тебе не подойду" (Д.Тухманов - Л.Дербенев, И.Шаферан).
10."Всегда вдали" (Е.Адлер - Л.Дербенев).
11. "Наша песня" (В.Гамалия - М.Танич).

В первой части я уже писал, что сначала пластинка была утверждена к выпуску в моно-варианте. Сегодня у меня есть еще одно косвенное подтверждение этому. В 1974 году фирма "Мелодия" на своем Рижском заводе выпустила аудиокассету М00343, куда вошли все песни с диска "Любовь-огромная страна". Кассета была издана в МОНО варианте, и на неё помещено фото, как раз, с гибкой пластинки (Г62-04059-60), которая и анонсировала в 1974 году выход диска-гиганта "Любовь-огромная страна".
Аудиокассета М00343



Почему же, уже готовая к выпуску монофоническая пластинка, не была запущена в производство?
Потому что было решено издать её в стереоформате.
Сделаю предположение, что это было связано с желанием "Мелодии" представить этот диск на ежегодной ярмарке грамзаписи во Франции "Мидем". В связи с этим событием, чтобы не связываться с иностранным авторским правом, с неё убрали англоязычную песню "На перекрестке" (Дж.Фогерти).
Новый формат диска повлек и новые проблемы, оказалось, что песни "На земле живет любовь" и "Когда молчим вдвоем" существуют только в моноварианте. Пришлось отказаться и от них.
Все эти изменения привели к тому, что выпуск пластинки сдвинули на первый квартал 1975. Чтобы успеть к этому времени, необходимо было сдать её в производство к концу 1974 года.
Дальше, по версии Слободкина, редактор диска В.Рыжиков, не спросив Павла Яковлевича, своим решение включил в неё две песни Д.Тухманова "Это Москва" и "Вечная весна".

Павел Слободкин:
-То, что на диске появились эти левые фонограммы ("Вечная весна" и "Это Москва"), которые мы … записали в составе большого оркестра, это же меня обманул Рыжиков…

Я сомневаюсь в такой трактовке событий. Если бы Рыжиков поступил так, то на диск, вероятно, попали бы песни "Это Москва" и "У той горы". Обе эти песни, записанные на радио, в начале 1974 года вышли на миньонах Д.Тухманова и, соответственно, были в фонотеке "Мелодии". То есть, они были доступны для Рыжикова.

Песня "Вечная весна" тоже была записана на радио, но никогда до этого не издавалась. Откуда тогда она взялась у Рыжикова?
Ответа тут могло быть два: от Тухманова или от Слободкина.

Зачем Тухманову предлагать её Рыжикову?
Даже, если Тухманов имел отношение к подготовке диска "Веселых ребят", то зачем ему пытаться пристроить на диск именно её?
Песня эта никакого отношения к ВИА "Веселые ребята" не имела: оркестровая фонограмма на которую наложен вокал А.Барыкина, на момент записи ещё не работавшего у Слободкина.

Откуда эта песня взялась у Слободкина?
Он никаким боком в ней не участвовал и, скорее всего, даже не знал о её существовании. Тогда откуда?
Вероятнее всего, от Александра Барыкина. У него, как у участника этой записи, копия фонограммы была. Предложить её непосредственно Рыжикову Барыкин, естественно, не мог, а вот Слободкину, вполне. Через него песня "Вечная весна" и попала на диск.

А зачем Слободкину включать в свой диск не свою песню?
Ну, так он это делал и раньше.
В 1972 году на пластинке ВИА "Веселые ребята" появилась песня того же Тухманова "Легко влюбиться", которую с оркестром записал Юрий Петерсон.
И позже тоже.
В 1975 году на пластинке ВИА "Веселые ребята" появились две песни Р.Манукова, которые записал А.Барыкин с оркестром.
В этих случаях уже никак нельзя сказать, что это произошло без участия П. Слободкина.

Возвращаясь к песне "Вечная весна" и роли Слободкина и Барыкина в её появлении на диске.
Известно, что Павел Яковлевич очень ценил Барыкина, как вокалиста, может быть, даже выше всех остальных. Приглашая его в 1973 году в свой ансамбль, Слободкин в качестве "заманухи" обещал Барыкину пару сольных песен на готовящемся диске-гиганте. Барыкин пришел в коллектив в октябре 1973 года и сразу же "под него" переделали песню "Простой парень", ставшую называться "А мне-то зачем".
В начале 1974 года была записана (в моноформате) вторая сольная песня Барыкина "Полоса невезения" (Д. Тухманов- Л.Дербенев и И. Шаферан), которую Слободкин планировал включить в новый диск. Если бы, диск делали монофоническим, так бы и произошло. Однако диск стали делать в cтерео, и песню "Полоса невезения" из него убрали. Вот тогда в качестве компенсации и в ситуации катастрофической нехватки времени Барыкин и предложил Слободкину свою запись песни "Вечная весна". Вполне возможно, заручившись при этом поддержкой Тухманова.

Подтверждением (хотя и косвенным) тому, что песня "Полоса невезения" планировалась на диск "Любовь-огромная страна", может служить тот факт, что в 1975 году вышла гибкая пластинка (а за ней и ей твердый моновариант), где были представлены 3 песни Д.Тухманова, две из которых вошли в диск "Любовь-огромная страна". Третьей была, как раз, "Полоса невезения".
На обложке гибкой пластинки была помещена групповая фотография ВИА "Веселые ребята", которая планировалась на лицевую сторону конверта диска-гиганта.