Круиз

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru







Валерий Колпаков.


Повесть о "Круизе".

(февраль 2024).

От Автора.

Истории "гибели" от рук Советской власти трех популярных коллективов: "Лейся, песня", "Аракс" и "Круиз"- это любимые темы "современных историков". В их изложениях в этих событиях обязательно принимают участие Министерство культуры СССР и даже ЦК КПСС. Если так пойдет и дальше, то к ним вскоре, наверняка, добавятся товарищ Сталин и даже товарищ Ленин.
Фантазии буйных "писателей" ничто не ограничивает, даже отсутствие фактов. Их задача по "раскрыванию тайн советской эстрады" состоит в придании обыденным по сути событиям невероятную значимость, чтобы на их фоне в очередной раз плюнуть в историю Великой Страны.
Все три эти истории удивительно схожи. В первую очередь тем, что в том виде, в котором их излагают, они никогда не происходили.
Две первые я уже излагал ранее, а теперь пришла пора закончить эту трилогию "Повестью о "Круизе".


Название.

История возникновения названия "Круиз" по версии В.Королюка выглядела так. Группа уже подумывала о смене названия и искала варианты ("Рикошет", "Ассорти" и пр.). Однажды они сидели в автобусе, ожидая отьезда, тут входит М.Аничкин и читает телеграмму от Э.Смольного, который был их "теневым" администратором:
-Приглашаетесь круизом по Черноморскому побережью.
И все сразу закричали:
-Будем "Круизом".
Так и появилось это название.

Сегодняшняя трактовка событий.

Читаем Википедию:
"Летом 1984 года... «Круиз» был расформирован решением Министерства культуры СССР (несмотря на поддержку Давида Тухманова и других известных композиторов). Александр Монин, Григорий Безуглый, Олег Кузьмичёв и Николай Чуносов организовали группу «ЭВМ»...
Валерий Гаина вместе со снова вернувшимся в «Круиз» Александром Кирницким пригласили на место барабанщика своего старого товарища Всеволода Королюка и начали репетиции, а потом запись нового, экспериментального альбома. Альбом 1985 года под названием «КиКоГаВВА» (акроним от Кирницкий, Королюк, Гаина, Валерий, Всеволод, Александр) оказался совсем не похож на сделанное ранее «Круизом».

Этот случай один в один повторяет историю "расформирования" в этом же 1984 году ВИА "Лейся, песня".
И там и там в 1984 году оба коллектива, якобы, расформировали. И там и тут из ансамбля уходит большая часть участников. И там и тут оставшиеся набрали новых музыкантов и продолжили работать, как ни в чем не бывало, дальше.

Уже в тексте Википедии содержится очевидная несуразность. Если в 1984 году "Круиз" был расформирован, то как могли после всего этого Кирницкий и Королюк вернуться в него?

В действительности никакого решения (или приказа) по "Круизу" от Министерства культуры СССР не было и быть не могло. Коллектив работал в Тамбовской филармонии, которая подчинялась Министерству культуры РСФСР и если бы его расформировали, то только приказом Тамбовской филармонии. Но и такого приказа не было.

Реальная история.

Всё началась в июне 1984 года в Москве, где "Круиз" выступал в большой концертной программе "Эстрадный круиз". Ансамбль работал целиком второе отделение концерта.

Газета "Вечерняя Москва" 8 июня 1984.

На одном из этих концертов побывал наш товарищ Александр Кудряшов и его впечатления от того концерта можно прочитать ЗДЕСЬ.

Среди поклонников "Круиза" того времени циркулировал слух, о причинах наступивших неприятностей у группы:

-Художественный руководитель группы «Голубые гитары» Игорь Гранов был недоволен тем, что хэдлайнером в этих программах была рок-группа «Круиз», а не Группа п/у И.Гранова. Группа «Круиз» не уступила Группе п/у И.Гранова право завершать концерт. В отместку Игорь Гранов направил письмо в Министерство Культуры РСФСР о том, что программа группы «Круиз» не соответствует требованиям советской морали.
По окончании одного из концертов, а именно 19 июня 1984, Матвей Аничкин вышел к немногочисленным поклонникам, собравшимся у служебного входа, и с горечью объявил: «Круиза» больше не будет…». Музыканты группы, покидающие здание Дворца спорта, были совершенно расстроены.
В результате рассмотрения обращения Игоря Гранова, после завершения серии концертов в Лужниках, в Тамбовской филармонии был издан Приказ о расформировании группы «Круиз». Так закончилась работа группы «Круиз» в Тамбовской филармонии.


Слух этот ничего общего с действительностью не имел. Гранов никак не мог потребовать от "Круиза" поменяться местами в программе, поскольку подобные вещи решал только режиссер программы В.Пасынков, за спиной которого стояла мощная фигура Эдуарда Смольного.
Эта программа изначально создавалась под "Круиз" и потому ей было дано название "Эстрадный круиз". Кроме того, утвержденный сценарий программы режиссер мог изменить только в экстренном случае и уж точно не по желанию Гранова.
Более того, сама команда Гранова попала в программу случайно, в силу каких-то неожиданных обстоятельств. В первоначальной рекламе этих концертов группы Гранова не было.

Газета "Вечерняя Москва" 30 мая 1984.

Однако неприятности у "Круиза" начались, действительно, после концертов в Лужниках. И причина их была обычной и довольно распространенной в те времена. В редакцию газеты "Вечерняя Москва" пришло письмо от одного из зрителей, где он жаловался на невыносимый уровень звука на одном из концертов.

Газета "Вечерняя Москва" 19 июня 1984.

Таких писем в этой газете (да и в любой другой по всей стране) в отношении ВИА было полно. За это их постоянно ругали в прессе, но никогда не расформировывали. Забегая вперед, скажу, не произошло это и в нашем случае.
Вызывает сомнение и утверждение о том, что "по окончании одного из концертов, а именно 19 июня 1984, Матвей Аничкин вышел к немногочисленным поклонникам, собравшимся у служебного входа, и с горечью объявил: «Круиза» больше не будет…».

Критическая статья в "вечерке" была напечатана именно 19 июня, и даже, если Аничкин успел её тогда же прочитать, то как смогло руководство Тамбовской филармонии в тот же день, еще до конца концерта, обсудить её и принять решение о расформировании "Круиза"?

Через месяц 17 июля в той же газете появилась статья "Звуки против музыки", где проводился разбор писем пришедших в редакцию от противников и защитников "Круиза". Конкретного творчество ансамбля там не касались, все крутилось вокруг громкости звука и световых эффектов.

Еще через месяц 14 августа в той же газете появилась результирующая статья "Возвращаясь к напечатанному", где критика "Круиза" была признана правильной и всем чиновникам замешенным в этом событии было указано, что впредь надо более ответственно подходить к приглашаемым в столицу коллективам.

Газета "Вечерняя Москва" 14 августа 1984.

То есть, никаких конкретных кар в отношении "Круиза" из этой статьи не следовало. И следовать не могло, поскольку ансамбль никакого отношения к Москве не имел.
Однако серия критических статей в московской прессе не прошла мимо руководства Тамбовской филармонии. По окончании гастролей "Круиз" сажают на репетиционный период с требованием подготовить новую программу.
То есть, ситуация прямо под копирку повторяет историю ВИА "Лейся, песня".

Подготовка новой программы всегда очень непростой период для музыкантов: нет концертов- нет денег, а надо кормить семьи. Довольно часто в такой период музыканты не хотят ждать и уходят в другие коллективы, где есть гастроли.
Вначале "Круиз" попытался слепить по-быстрому новую программу и сдать её худсовету, но её не приняли. Хотя коллективу всячески помогали авторы песен "Криуиза" Владимир Пересняков -старший и Валерий Сауткин.
Пресняков:
-... мы помогали ребятам из «Круиза» с просмотрами и худсоветами, которые им постоянно устраивали. Привозили в Одинцово, где проходили эти худсоветы, какого-нибудь значимого в искусстве человека. Однажды привезли Игоря Шаферана, а однажды Тухманова. Он очень их расхваливал. Также удалось вытащить Аллу Пугачеву. Ей тоже очень понравилось и она произнесла хвалебную речь. Это действовало на членов комиссии…

Сауткин вспоминал:
Вопрос: В своё время в 1983-м году власти признали эту песню ("Крутится волчок") антисоветской. Что-то такое было?

-Может и было, но я лично ни о чем таком не знаю….
Вообще говоря, во времена «Круиза» часто происходили истории вроде вот таких признаний. Например, прошел концерт в Лужниках. После него в прессе - официальной или неофициальной - появляется статья. В частности, в подпольном и уважаемом в рок-тусовке журнале «Ухо» однажды появилась статья, которую написал человек, близкий к «Круизу», некий Михаил Сигалов, правда под псевдонимом. Он писал, что музыка мерзкая, что участники группы выглядят ужасно, хотя сам Сигалов на этом самом концерте подружился с «Круизом», делал совместное фото и пел ребятам хвалебные песни…. За свои подлянки, говорят, Миша был неоднократно бит…


Вопрос: Как «Круиз» сдавал свои программы худсоветам?

-Очень трудно и далеко не всегда успешно. Правда, время от времени помогали звезды: Пугачева, Кобзон, Пресняков-старший, Шаферан….


Пока готовили новую программу в группе произошел раскол.

В 1982 году в "Круиз" пришел еще один гитарист Григорий Безуглый. В две гитары ансамбль стал звучать намного мощнее. Но между гитаристами возникло сначала негласное "инструментальное" соперничество, а потом и стилевое. Оба были по характеру лидерами.
История Барыкина и Кузьмина повторилась в полной мере.

Григорий Безуглый и Валерий Гаина.

По версии Г. Безуглова раскол произошел следующим образом:

Однажды ко мне подошел Гаина, обнял меня за плечи, и сказал:
-Мы с тобой настолько крутые музыканты, что каждому из нас надо иметь свою группу.
И тогда я решил уйти. Вместе со мной ушли и другие музыканта, а Гаина остался один.


Ушедшие музыканты под крылом Росконцерта создают группу "ЭВМ".


А по версии В.Гаины дело было так:

-Я сказал Грише, что мы больше не работаем вместе. Правда, я ему никогда не говорил, что "мы с тобой оба такие крутые". У меня нет слова "крутой". Это его терминология. Я объяснил ему, почему я так считаю, в чём проблемы. И он ушёл. А все остальные ушли вместе с ним. И я был шокирован этим. Я не ожидал, что всё примет такой оборот. Но с другой стороны, через некоторое время я сделал для себя вывод, что очень правильно, что тот период закончился, потому что энергетика на концертах была совершенно не та.
У первого Круиза был всегда такой исходящий позитив. А когда пришёл Гриша с новым составом, то у нас пошёл негатив. Такая чёрная энергия со сцены катила. И очень часто я себя чувствовал очень неловко на концертах. Было ощущение, что я в чужой команде… Это был самый плохой состав, самое тяжёлое время в плане творческого и рабочего процессов.


Оставшись один Гаина вызывает на помощь своих давних приятелей, работавших когда-то в "Круизе", Александра Кирницкого и Всеволода Королюка. Втроем они в 1985 году запишут в студии Тамбовской филармонии новый альбом «КиКоГаВВА».


Параллельно с этим они пытаются готовить новую программу. Получалось не очень.

Весной 1985 они умудряются выехать на 45-дневные гастроли от Донецкой филармонии. В эту поездку с ними отправилась и группа "ЭВМ". В процессе гастролей была попытка вновь обьединится, но она закончилась неудачей.



После возвращения с гастролей, внутри группы опять возникли разногласия. Кирницкий и Королюк предлагали работать дальше, как группа «КиКоГаВВА», а Гаина настаивал на сохранении раскрученного бренда "Круиз". Не найдя понимания первые двое уходят, и Гаина опять остается один.

Он приглашает двух новых музыкантов и таким составом во второй половине 1985, наконец-то,"Круиз" сдаёт концертную программу.
В октябре 1985 года ансамбль вновь выступает в Москве.

Газета "Вечерняя Москва" 14 октября 1985.

Дальше гастроли стали более-менее регулярными.
Так закончилась история "расформирования" группы "Круиз" в 1984 году.


Послесловие.

А в 1990 году группа прекратила свое существование без всякого участия Министрества культуры СССР, которое в то время еще существовало.
Вот как об этом рассказывал Валерий Сауткин:

-Корень зла, как говорят французы, "шерше ля фам…". В то время к группе «Круиз» прибилась некая Ольга Чайко, которая хорошо знала английский, работала переводчицей, сама пыталась писать тексты песен. Металась то к одному, то к другому и в итоге остановилась на Валере Гаине, хотя тот был женат. Она начала его «окучивать». Помнится, Валера спрашивал у меня совета, что делать. Я ему говорил, тут советов не может быть. Либо рубить канат, либо уж его не отпускать… Конечно, если бы знать, что всё так обернется, я бы посоветовал ему не иметь дело с Ольгой.
Короче говоря, она сумела завоевать в его глазах авторитет, стала на него влиять и склонять к другой музыке. С её подачи появился рядом Паук с группой «Коррозия металла», почти все участники которой ранее работали грузчиками в «Круизе». И сразу возникла идея металлического рока с ориентировкой на Запад. Уже тогда у Ольги появились далеко идущие планы. В конце концов, ей удалось рассорить всех…
Они с Валерой сначала уехали в Германию, потом в США, затем последовал развод…