"Арлекино" и другие.

Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


"Арлекино" и другие (март 2010).

1

10 февраля в гостевой этого сайта я обнаружил следующую запись:

У меня вопрос к фанатам и поклонникам «Веселых Ребят». Недавно раскопал в своих залежах конверт от гибкого миньона А.Пугачевой и ВР Г 62-04927-8 ( выпущена в августе 1975 г. )
«Арлекино»(Э.Димитров- р.т.И. Резника)
«Посидим, поокаем»(А.Муромцев- И.Резник)
«Ты снишься мне» (А. Мажуков - Н. Шумаков)
Возник вопрос по русскому тексту к песне «Арлекино». Почему автор р.т. И.Резник??? Ведь на твердом миньоне М 62 – 37809-10,и С62- 06759-60,в сборнике «ЯБЛОНИ В ЦВЕТУ» автор р.т. Б.Баркас. Что это? Очередной ляп «МЕЛОДИИ»,(пластинку записали и выпустили по некоторым данным за три недели, и в спешке не обратили внимания ,а уже при выпуске твердых миньонов исправили на Б.Баркаса),или тонкий расчет П.Я.Слободкина . Ведь Б.Баркас был «дебютантом» на «МЕЛОДИИ», и его могли не пропустить на худсовете, а И.Резник был автором во второй песне. И к тому же в его активе имелись абсолютные хиты («Карлсон», «Золушка»и.т.д.) Или существует 2 текста: на гибком миньоне И.Резника ,на всех остальных вариантах Б.Баркаса...

С уважением А.Дудко.


Гибкая пластинка Г62-04927-8
Автор слов здесь указан Илья Резник.Общаясь со многими музыкантами "Веселых ребят" я никогда не слышал, чтобы кто-то из них упоминал какой-то другой вариант текста песни "Арлекино".Основываясь на этом, я и считал, что текст был один.Но, оказывается, у Пугачевой в период поготовки к "Золотому Орфею-75" было, как минимум, три варианта текста этой песни. Обратимся к книге Ф. Раззакова "Алла Пугачева: по ступеням славы" (Яуза, 2004):
"На дворе стоял то ли конец марта, то ли начало апреля...Сама Алла Пугачева тогда репетировала в одном из московских домов культуры с "Веселыми ребятами".
За час до репетиции на полутемную сцену поднялся незнакомый мужчина, назвал свое имя (причем неразборчиво) и протянул певице ноты, пластинку и листок с зарифмованным подстрочником. При этом сказал: "Я слышал, вы ищете песню? Посмотрите это-"Арлекино". Может пригодиться". И так же быстро, как появился, этот человек ушел, не оставив после себя никаких координат, кроме неразборчивого имени.
Когда стали подробно разбираться с этим "Арлекино", выяснилось, что это довольно старенькая песня болгарского автора Эмила Димитрова, с которой он стал победителем "Сопота-64". Текст в ней был не ахти какой, но музыка была вполне пригодной для шлягера. Сначала песню отдали поэту Борису Вахнюку, но его стихотворный вариант не удовлетворил Пугачеву. Тогда за дело взялся Слободкин. С "Веселыми ребятами" работал молодой поэт Борис Баркас, которому и было дано задание придумать добротный текст...".


Надо признать, что Раззаков проделал большую работу, которая воплотилась в этой книге, но при этом ошибок здесь собралось довольно много.Например, Эмил Димитров не был победителем "Сопота-64", а только его лауреатом.
Далее в рамках этой статьи я приведу еще некоторые.Так что ко всему, что изложено в этой книге надо относиться внимательно. Тем не менее наличие еще двух вариантов текста песни "Арлекино" можно признать вполне. Хотя этот "незнакомый мужчина с неразборчивым именем" вряд ли мог быть Ильей Резником. Короче, его как автора отбросим.
Сразу же отбросим и версию о "разных вариантах текста" этой песни. Они совершенно одинаковы.

"Арлекино" с гибкой пластинки.

"Арлекино" с твердой.

Что касается самой этой пластинки,то по словам П. Слободкина она вышла 20 июля 1975 года. Правда, мне не понятно, что он имел ввиду, когда говорил "вышла". Видимо, речь идет о записи на ВСГ этой гибкой пластинки.

24.10.2009 некто Иван, представившись администратором Центра Павла Слободкина на форуме сайта "Веселые ребята" и не только по этому поводу написал:
" Песню "Арлекино",Слободкин записал после конкурса"Золотой Орфей" и приезда Аллы Пугачевой в Москву.Запись была сделана 20 июня 1975 года в 5-ой студии Дома звукозаписи".
Тут есть простор для размышлений. Идет речь об одном событии, но названном по-разному и тогда, кто-то ошибается с месяцем? Или записана 20 июня фонограммы песни, а 20 июля записана пластинка на ВСГ?
А в той же книге Раззакова по этому поводу написано так:
"На волне успеха Аллы Пугачевой в Болгарии фирма грамзаписи "Мелодия" проявила поразительную для себя оперативность. Уже в понедельник, 21 июля (через полтора месяца после триумфа певицы), она выпустила в свет гибкую пластинку Аллы Пугачевой с тремя песнями: "Посидим, поокаем", "Ты снишся мне и "Арлекно"...
Кстати, на самом Апрелевском заваде, где печатался тираж миньона, администрация выставила у выхода из цеха и заводской проходной милицейский кордон, поскольку знала- будут массовые кражи (рабочие проносили гибкие пластинки под одежой на животе). Думаете, помогло? Как бы не так: пластинки тырили даже сами милиционеры!"


Откуда взялись гибкие пластинки на Апрелевском заводе, если их там никогда не выпускали? И как милиционеры могли тырить пластинки, если они стояли на выходе из цеха, а не внутри его? А как узнали, что они тырили? Их поймали за руку (вероятно, рабочие цеха) или они сами сознались под укоризненным взглядом руководства завода?
Это я к тому, что правильно соврать, чтобы потом никто не подкопался - это большое искусство.И не все писатели- "документалисты" это умеют.
Но я отвлекся. Едем дальше.
Твердая пластинка С62-06759-60
Эту пластинку записали в 1976 году и здесь уже автор слов Борис Баркас. Конечно же,он и является истинным автором текста этой песни. Тому есть масса свидетельств и в частности Вадима Голутвина:
Я был свидетелем того, как Боря Баркас писал эти стихи. Была репетиция на базе, когда она под фонограмму то ли под нашу, то ли под оркестровую, выходила на сцену и делала все те движения, которые потом были закреплены в ее сценической партитуре и говорила:
-Так, Боря вот здесь мне нужны "силачи", a здесь "калачи". А здесь нужно чтобы я заплакала. Боря все это аккуратно записывал и на следующий день принес готовую песню. Тандем был прекрасный.И Боря был очень творческим человеком и Алла прекрасно знала, что она хочет.


"Тонкий расчет" Павла Слободкина маловероятен.Руководители ВИА (и вообще любые исполнители) почти никак не влияли на оформление пластинок на "Мелодии". Вот цитата из ответа с официального сайта "Веселых ребят" (22.09.2009) на вопрос из подобной серии:
"В то далекое время, редакторы фирмы"Мелодия" делали все что хотели и никого не спрашивали".
С большой долей вероятности можно предположить, что налицо ошибка редактуры "Мелодии" или (менее вероятно) типографская ошибка.
Кстати, этот случай почти точно копирует случай с песней "Нет тебя прекрасней.
Окончание