Валерий Колпаков
Истоки мифологии.
(июнь 2025)
1
Создавая страницу ВИА "Сузорье", я наткнулся на
рассказ Владимира Пучинского об
истории этого коллектива на страницах "БелГазеты" в 2011 году.
Рассказ вышел интересным и даже необычным. Автор, обращаясь к Пучинскому по поводу "как в условиях советской идеологии существовали тогдашние рокеры", очевидно, надеялся услышать страшные истории об "удушении" свободного творчества музыкантов в Советском Союзе и в Белоруссии в частности.
Но, полагаю, ответами Пучинского автор был сильно разочарован, хотя очень старался выведать по теме хоть
что-то существенное.
Впечатление от этого рассказа у меня осталось двойственным. С одной стороны, события, в которых Пучинский
принимал участие или происходили около него изложены ярко и интересно, даже не смотря на то, что он к ним
относится, явно, негативно.
С другой стороны, он затрагивает общие моменты деятельности советских музыкантов в рамках советской культуры, и его рассказы в этой части не выдерживают никакй критики и просто противоречит фактам.
На этом примере хорошо видно, как сами музыканты в перестроечное время стали создавать мифологию на основе своей творческой судьбы, перемешивая в своих рассказах правду с вымыслом. Иногда делая это в силу забывчивости, иногда вполне сознательно, но чаще всего просто в силу не знания принципов управления советской культурой.
Исходя из всего сказанного выше, почитаем рассказ Владимира Пучинского.
Цитата 1:
-Мы слушали самую последнюю западную музыку – Минск в этом смысле был совершенно уникальным городом.
Огромное количество иностранных студентов два раза в год благополучно ездили "туда" и привозили самые
последние грампластинки.
|
В этом плане Минск не был уникальным городом. Во всех больших городах СССР, не говоря уже о столицах 15
республик или городах-портах,
достать самые модные
западные музыкальные новинки не представляло труда.
Цитата 2:
-Да, наша советская идеология была огромной стеной, до неба. Но, по большому счету, никакой опасности она
не представляла: находясь в поле "внутренней эмиграции", мы жили достаточно комфортно. В то же время и
сама стена иногда давала небольшие трещины. Примером такой трещины явилась БССР – очень странная
республика, в которой происходили очень странные по отношению к остальному Союзу события. Например, первый
бит-фестиваль в минском Радиотехническом институте прошел в 1968 г. – за год до знаменитого "Вудстока".
|
Была ли БССР единственным островком свободного творчества в СССР?
Нет.
Такие же и даже более значительные острова были и в других республиках.
Вот Пучинский пишет о бит-фестиваль в минском Радиотехническом институте в 1968 году, как о каком-то
значимом событии в масштабах Советского Союза, даже сравнивая его с Вудстоком.
Так ли это?
Нет, не так. Вудсток был фестивалем всеамериканским и даже международным, где наряду с малоизвестными
исполнителями участвовали и популярные коллективы. Всем им участие в фестивале добавило популярности.
Бит-фестиваль в минском Радиотехническом институте был куда менее значительным событием в рамках СССР. В
нем участвовали любительские команды, даже в Минске не всем известные. Никто из них не стал в дальнейшем
даже мало-мальски известен за пределами республики.
Если уж оперировать критериями Вудстока, то гораздо правильней будет вспомнить другой фестиваль,
прошедший в 1967 году в Таллине.
Мне могут возразить, что это был джазовый фестиваль. Да, это так, но джаз был таким же модным музыкальным
течением в стране, как и бит-ансамбли. И рассказы современников о том, как у нас "угнетали" джаз не
менее многочисленны и так же мало правдоподобны, как такие же рассказы про бит-музыку.
А фестиваль в Таллине был всесоюзным и даже международным с широким освещением в прессе. Почти все
коллективы, принявшие в нем участие, имели в дальнейшем славную творческую судьбу.
Куда там до него было событиям в минском Радиотехническом институте!
Говоря о минском фестивале Пучинский считает его трещиной в идеологической стене Советского Союза. То есть,
бит-группы везде были запрещены, а тут, ни с того ни с сего, почему-то разрешили провести целый фестиваль.
Это заблуждение. Никто бит-группы не запрещал. Во второй половине 60-х они стали появляться в больших
количествах первоначально в среде студенческой молодежи по всей стране.
Это были любительские коллективы, существовавшие обособленно и по
законом отличным от тех, по которым работала профессиональная эстрада.
Так что мероприятий подобных минскому по стране происходило не мало.
Например, похожий фестиваль, с точно такими же последствиями для страны,
прошел в мае 1969 года в
Ростове.
А в 1970 году в Горьком прошел свой
бит-фестиваль "Серебряные струны", поначалу такой же малозначительный, хотя и ставший традиционным.
Однако уже
в 1971 лауреатами этого фестиваля
стали "Скоморохи" во главе с Александром Градским и "Ариэль" Валерия Ярушина.
Цитата 3:
– Комсомольско-молодежное кафе "Сузор'е" появилось в октябре 1977 г. Ребята под руководством комсомольцев ездили в стройотряды, строили что-то в Сибири, пили водку, не хотели ехать назад учиться и думали, как бы устроить дома такую же красивую жизнь, как в стройотряде... Кому-то из комсомольцев и пришла в голову идея:
"Давайте-ка мы создадим студенческое кафе, клуб творческой молодежи, где мы могли бы собираться после
учебы".
Эта идея была тут же крепко запита водкой, но по приезде в Минск ничего не забылось: комсомольцы среднего
звена пошли в ЦК и предложили свою идею. ЦК быстро связалось с идеологическими органами, и те дали команду:
"Давайте! Вперед!"
|
История появления кафе "Сузор'е" в Минске изложена тезисно и потому требует развернутого комментария.
Из приведенной выше цитаты следует, что в 1977 году в Минске, чтобы открыть комсомольско-молодежное кафе
потребовалось разрешение ЦК компартии Белоруссии.
Чтобы было понятно сегодняшней молодежи, это, как, если бы, сегодня кто-то решил открыть кафе в Минске и
ему для этого потребовалось разрешение А.Г.Лукашенко. Звучит смешно и нелепо.
Так же нелепо выглядит и ситуация 1977 года. Я уверен, что никто за разрешение открыть это кафе в ЦК
компартии Белоруссии не обращался. Подобные ситуации в советское время решались совсем по-другому.
Можно подумать, что до 1977 года в Минске не было комсомольско-молодежных кафе. Но это, наверняка, не так.
Были и не одно. По всей стране в каждом городе такие кафе были еще с 60-х годов. И продолжали открываться
новые. Разрешение на их открытие у ЦК КПСС никто не запрашивал. Как в реальности создавалось такое кафе
очень хорошо показано в фильме "Дайте жалобную книгу" (1965).
Фраза "Комсомольско-молодежное кафе "Сузор'е" появилось..." требует пояснения. Из цитаты следует, что
после получения разрешения в ЦК кафе, возникло само по себе и руководить им стали те же комсомольцы.
В реальности все было по-другому. Ситуация развивалась, примерно, так. Комсомол обратился в комсомольскую организацию минского треста ресторанов и кафе МТРиК (которому принадлежали все общепитовские точки города) с предложением создать комсомольско-молодежное кафе. Там эту идею поддержали, потом городской комитет ВЛКСМ и комсомольская организация МТРиК обратились к руководству МТРиК с этой уже общей идеей. Руководство МТРиК тоже идею одобрило, во многом потому, что комсомольцы пообещали создать ансамбль, который будет там работать на общественных началах. То есть, не будет состоять в штате треста и ему не будут платить зарплату.
Дальше решением руководства МТРиК комсомольцам выделили уже существующее кафе "Сузорье" (наверняка, самое неприбыльное) которое простым росчерком пера стало именоваться "комсомольско-молодежным". При этом ведомственная принадлежность кафе, его руководство и все остальные функции не изменились.
Как и обещал комсомол инициировал создание в этом кафе нового ансамбля с одноименным названием. Скорее всего, только руководитель был оформлен по совместительству в МТРиК и получал там какую-то доплату. Остальным, каким-то образом, платил комсомол. Наверняка, тоже оформив их где-то по-совместительству.
Кафе стало репетиционной базой нового коллектива, а за это он должен был сколько-то раз в неделю по вечерам играть там танцы для посетителей.
Дальше Пучинскому задают довольно нелепый для того времени вопрос, на который следует такой же ответ.
Цитата 4:
-Так власти хотели снять определенное напряжение среди молодежи?
– Безусловно. Во всем мире как раз проходили многочисленные молодежно-студенческие бунты – здесь это
никому не было нужно, все хотели жить ровно, тихо, спокойно. И самое главное – чтобы эта потенциально
протестная среда была управляемой.
|
Тут сразу напрашивается масса вопросов.
К примеру:
-Какое напряжение среди молодежи было в Минске в 1977 году?
-Как открытие или неоткрытие кафе могло это напряжение снять или усилить?
-Какое отношение причины молодежно-студенческих бунтов в капстранах имели к жизни молодежи в Советском
Союзе?
-С чего вдруг Пучинский решил, что в 1977 году советская молодежь была ПОТЕНЦИАЛЬНО ПРОТЕСТНОЙ
средой?
Всё это перестроечные фантазии далекие от реальности.
Цитата 5:
-В итоге мы писали свои тексты и играли ту музыку, которую хотели, аранжируя ее так, как это сами
понимали. Единственным мерилом была реакция публики. За все время работы в кафе нам ни разу не предъявили
ни одной претензии по поводу идеологии – ни запретов, ни советов, ничего.
Было много попыток создать что-то подобное по всему Советскому Союзу, но нигде не получилось. Даже
минское кафе "Меридиан", которое было создано по образу и подобию "Сузор'я", просто не смогло работать:
всегда находились люди из руководящего состава, какие-то кураторы, которые говорили: "Вот это можно, а
это – нельзя". В "Сузор'i" ничего подобного не было.
|
Опять попытка сделать из БССР какой-то отдельный островок творческой свободы, где было что-то такое чего в
других местах СССР не было. Это забывчивость или не знание ситуации. Свобода в репертуарном плане в
советских точках общественного питания была фактически абсолютной. Существующие ограничения были
формальными и легко обходились.
Однако тут есть одно важное различие. Все ансамбли, работавшие в ресторанах и кафе входили в структуру
общественного питания. В больших городах это городской трест ресторанов, кафе и столовых, при котором
существовало ОМА (объединение музыкальных ансамблей). Соответственно, руководство ОМА осуществляло
управление всеми музыкальными коллективами.
Группа "Сузорье" не входила в это обьединение. Это был любительский коллектив, где собрались люди для
которых музыка была всего лишь хобби, которым они занимались в свободное от другой работы время. По этой
причине у них не было внешнего управления, которое бы влияло на репертуар. Эти вопросы решались внутри
коллектива. Общее руководство процессом осуществлял директор кафе, который в музыкальную политику не
вмешивался.
Случаи подобные этому не были частым явлением в Советском Союзе, но они и не были уникальными.
Что же касается упомянутого Пучинским кафе "Меридиан", у которого не получилось так, как в "Сузорье", то
даже не зная деталей, могу смело предположить, что причиной этому было то, что там работал музыкальный
коллектив из ОМА.
В данном случае свобода творчества касалась любительского коллектива внутри общепита.
А были ли случаи подобной вольницы в отношении концертных ансамблей?
Да, были.
Из моего общения с
Глебом Маем о его работе в группе "Скоморохи" во главе
с Александром Градским:
-В 1972 году из армии пришел Буйнов. Игорь Саульский отказался играть, ему надо было поступать в
училище. Появился Шахназаров. Фокин ушел в "Цветы". Появился Боря Богрычев - бывший муж певицы Галины
Ненашевой. Замечательный парень, барабанщик хороший. И вот мы этим составом поехали на гастроли по
Донецкой и Куйбышевской области...
Это было все за счет фондов комсомола. Это я говорю к тому, что тогда при желании все можно было сделать.
И нам никто никогда не указывал, что нам играть и как нам играть. И мы при этом собирали огромные площадки.
Например, в Куйбышеве мы выступали в парке на огромной открытой площадке. В Макеевке или в Горловке мы
выступали на шахте в тамошнем клубе.
Истории "Арсенала" и "Аракса" тоже из этой же серии.
Группа "Аракс", ставшая в середине 70-х штатным коллективом театра им.
Ленинского комсомола, выступала отдельно от театра со своими концертами.
Сергей Беликов:
-Тогда мы брали в свой репертуар все что хотели: Юрайя Хип, Дженезис, сами что-то сочиняли. И нам никто
это не запрещал. А филармонические ВИА должны были петь "Мой адрес -Советский Союз".
Вот где был главный манок для музыкантов!
Вот, например, такой ВИА Москонцерта, как "Веселые ребята" не мог играть фирменную музыку или свои песни,
а нам это все разрешалось без ограничений. А ведь играть тогда настоящую фирменную музыку хотели все
музыканты. Очень хотели!
А вся фишка была в том, что нам литовал программу и выдавал гастрольные удостоверения театр Ленком, а не
Худсоветы Москонцерта или Управления Культуры.
Цитата 6:
- К тому времени в СССР появилось достаточно много интересных самодеятельных групп. И Минск не был
исключением: в клубах самодеятельные команды играли крепкую, хорошую западную музыку. Не популярную, не
попсовую, даже не рок-н-ролл, а рок во всех его направлениях. И в недрах ЦК КПСС приняли решение: нужна
альтернатива, что-то советское, но не ВИА, которые уже стремительно теряли популярность. И Беларусь, как
всегда, в первых рядах кинулась эту альтернативу создавать...
|
Причина, по которой в начале 80-х начался взлет советского рока, названа Пучинским совершенно правильно.
Это и стремительно теряющие популярность ВИА, и наличие большого количества самодеятельных рок-групп.
После мартовского рок-фестиваля "Весенние ритмы. Тбилиси-80" концертные организации стали массово
приглашать на работу рок-группы, видя в них потенциальную замену явно, зашедшему в тупик, жанру ВИА.
И "недра ЦК КПСС", где снова озадачиваются вопросом, чем бы занять молодежный досуг, тут совершенно не
при чем.
Но здесь видно, как в очередной раз сами музыканты пытается написать свою историю развития советской
эстрады.
До этого точно так же они излагали историю появления в СССР в 60-е годы бит-групп. Эти группы, опять как
альтернатива Западу, появились тоже, якобы, из недр ЦК КПСС.
Подробнее об этом
ЗДЕСЬ.
Еще несколько слов об упомянутых выше многочисленных самодеятельных группах, игравших крепкую, хорошую
западную музыку.
Действительно, любительских ансамблей в СССР было намного больше, чем профессиональных. В журнале "Смена"
№4 за 1985 год приводятся такие цифры - профессиональных ансамблей -145, а самодеятельных -160 000.
Соотношение, примерно 1:1000.
Однако, теперь, по прошествии многих лет, уже можно сделать вывод, что несмотря на численность, их вклад в
историю советской ВИАшной эстрады (куда можно отнести всю продукцию всех советских ансамблей начиная от
бит-ансамблей 60-х и заканчивая рок-группами 80-х) невелик. И именно потому что большинство из них "играли
крепкую, хорошую западную музыку".
Сергей Колесников:
-В тех, где работал, я старался петь на английском. Мы играли в основном танцевальную музыку : Битлов,
Роллингов, Криденс, Ребетс, Бэй сити роллерс, Бэд Кампании, Шокинг Блю, Статус Кво, Гранд Фанк, Холлис,
Слейд, Манкис, Червонных гитар, Трубадуров, кучу других и в том числе демократов. Ну и что-то из совка, но
совсем немного.
Потихоньку, с большим опозданием, пришло понимание в России следует петь на русском языке. Очень мало
шансов стать признанным и популярным артистом, если ты поешь на английском, а в СССР это вообще было
невозможно.
Цитата 7:
-Находясь на гастролях, в дороге по 2-3 месяца, мы постоянно придумывали новые песни. Права их
исполнять мы не имели – для этого мы должны были вернуться в Минск и провести их через худсовет. Мы
ничего этого не делали, совершенно спокойно исполняли все то, что хотели. При этом ни один официальный
ВИА так не поступал, ведь за это можно было даже получить реальный срок по уголовной статье.
|
Все советские музыканты на гастролях зачастую исполняли незалитованный репертуар. Об этом вам расскажет
любой из них. ВСЕ!!! И НИКОГО ИЗ НИХ ЗА ЭТО НЕ ПОСАДИЛИ ПО УГОЛОВНОЙ СТАТЬЕ.
Потому что в уголовном кодексе такой статьи не было. Это было АДМИНИСТРАТИВНОЕ правонарушение, а не
уголовное. За такое, максимум что могли сделать- снять исполнителя с гастролей и посадить на репетиционный
период. И всё! Но чаще за это вообще ничего не было, руководство смотрело на это сквозь пальцы. И история
с "Сузорьем" это только подтверждает.
Однако буйство перестроечной фантазии иногда толкает некоторых на очевидный вымысел подобного рода. И это
случалось не раз. Вот, например, фрагмент
высказывания П.
Слободкина из газеты "Вечерняя Москва" (2008):
-Молодому поколения сегодня трудно поверить, что за музыку которую играли "Веселые ребята", можно было
попасть и в места не столь отдаленные.
Только он забыл добавить, что за 23 года существования ансамбля через него прошла почти сотня
музыкантов, но ни один из них в места не столь отдаленные почему-то не попал.